Публикации

Управление налоговыми рисками.

Стратегии устойчивого развития бизнеса в новой реальности. Управление налоговыми рисками.

В том, что наша страна столкнулась с беспрецедентным вызовом, который неизбежно приведет к трансформации экономики, не сомневаются ни правительство, ни Банк России, ни бизнес. По сути, нам предстоит под давлением внешних ограничений очень быстро создать новую национальную экономику, разумно и быстро перенастроить бизнес каждого предприятия в условиях новой реальности.

Ужесточение налогового контроля.

В условиях значительного снижения поступлений в российский бюджет налоговая политика государства направлена на ужесточение налогового администрирования и рост поступлений в бюджет. Развитие системы электронных платежей, новых технологий и автоматизации в сфере налогового администрирования, применение искусственного интеллекта способствуют повышению эффективности и прозрачности налоговых процессов, неотвратимости ответственности за налоговые правонарушения.

Сокращение налоговых льгот, контроль над обращением криптовалют, борьба с нелегальной трудовой занятостью, ужесточение наказания за налоговые преступления будут способствовать формированию дисциплины и налоговой культуры в обществе. Предоставление фискальным службам расширенных полномочий обеспечит своевременное выявление и пресечение налоговых нарушений.

В условиях ужесточения налогового контроля внимание фискальных органов государства направлено прежде всего на имущество предпринимателей и чиновников. Без внимания не останется и информация, поступающая от работников, юридических лиц, правоохранительных или иных органов, о неформальной трудовой занятости, нарушениях трудового или налогового законодательства. Эти и иные сведения, а также критерии оценки налоговых рисков служат основанием для проведения внеплановой выездной налоговой проверки и принятия мер ответственности за налоговые правонарушения.

Интеграция налоговой системы с другими экономическими субъектами и базами данных, международное сотрудничество в налоговой сфере, уголовное преследование и сформированная судебная практика сводят к нулю все усилия налогоплательщиков скрыть имущество от взыскания.
Автор статьи рекомендует читателям ознакомиться с п.3 ст.82 НК РФ, а также с Письмом ФНС № ЕД-4-2/13650@ от 13.07.2017 г. о направлении методических рекомендаций для территориальных налоговых и следственных органов Следственного комитета РФ по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов).

Риск-ориентированный подход при проведении выездных налоговых проверок

Применение риск-ориентированного подхода при планировании выездных налоговых проверок обусловлено необходимостью снижения административной нагрузки на бизнес, сокращением финансовых издержек для субъектов хозяйственной деятельности при одновременном повышении эффективности государственного контроля и обеспечении соблюдения действующего законодательства.
Переход на новую модель контрольно-надзорной деятельности в Федеральной налоговой службе связан с принятием Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Целью концепции было создание единой, открытой и понятной для налогоплательщиков системы планирования выездных налоговых проверок. Были разработаны и опубликованы 12 критериев, по которым проходила идентификация рисков и определение количества и направления планируемых контрольных мероприятий. Данные критерии и на сегодняшний день актуальны, на базе них формируется перечень налогоплательщиков для предпроверочного анализа.
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков
(приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.
Дополнительно для ознакомления:
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2024 г. N 40н “Об утверждении Перечня сведений и информации, в том числе составляющих налоговую тайну, передаваемых налоговыми органами Российской Федерации в межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости в порядке межведомственного взаимодействия”
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 марта 2024 г. № 637-р “Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления”

УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В условиях ужесточения налогового контроля активное управление налоговыми рисками становится особенно актуальным, поскольку позволяет сократить объем налоговых доначислений и снизить риски налоговой, субсидиарной и уголовной ответственности для собственников бизнеса и лиц, принимающих решения.

Налоговое планирование

Налоговое планирование - это часть стратегического плана развития компании, активные и целенаправленные законные действия налогоплательщика с целью снижения налоговых рисков и фискальной нагрузки (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Налоговые риски — это неблагоприятные имущественные и неимущественные последствия для налогоплательщика (налогового агента) в том числе:
  • риск проведения внеплановой налоговой проверки по причине получения налоговым органом информации о совершении налогового правонарушени;
  • риск привлечения налогоплательщика к налоговой ответсвенности в соответствии с гл.15 НК РФ (отказ в налоговых вычетах, непринятия расходов, доначисление недоимок, штрафов и пеней, блокировка счета, наложение ареста на имущество);
  • риск банкротства налогоплательщика, привлечение лиц, контролирующих должника к субсидиарной ответсвенности, взысканию убытков;
  • риск причинения вреда деловой репутации, привлечения налогоплательщика и контролирующих лиц к административной, уголовной, ответственности за налоговые правонарушения;
  • риск переплаты налоговых платежей, снижение финансовых показателей, прибыли организации.
В качестве ключевых факторов риска налоговой ответственности отмечены - недостаточный уровень осведомленности о налоговых рисках собственников и органов управления компании, отсутствие должной оценки налоговых последствий от совершаемых сделок с "техническими" компаниями, использования неформальной трудовой занятости, вывода имущества.
Большинство российских компаний определяют налоговый риск исключительно как риск предъявления налоговых претензий и доначислений, упуская риск переплаты налогов. Отсутствие в компании грамотного налогового планирования не позволяет найти решения, которые помогут не только предотвратить или снизить риски налоговой ответственности, но и достичь оптимального уровня налогообложения.
Налоговая неэффективность является следствием комплекса недостатков в налоговом планировании – таких как:

  • отсутствие единого подхода к оценке налоговых рисков, отраженного в учетной политике, финансовых моделях и стратегии компании;
  • недостаточная автоматизация налогового, бухгалтерского учета, отсутствие механизмов внутреннего контроля;
  • излишний консерватизм исполнителей, отвечающих за расчет налогов, низкая квалификация или нехватка персонала службы налогового планирования;
  • недостаточная мотивация сотрудников для повышения налоговой эффективности;
  • низкая эффективность работы с первичными документами, счетами-фактурами, представленными контрагентами по устранению ошибок в оформлении.

Ценой налоговой неэффективности могут являться миллионы рублей переплаченных налогов, «замораживание» денежных средств в отложенных налоговых активах и, как следствие, значительное снижение финансовых показателей компании и инвестиционной привлекательности.

Основной функцией налогового планирования должно являться повышение общей эффективности налогообложения в компании, определение границы между «эффективностью налогообложения» и незаконными схемами налоговой оптимизации.

Для эффективного управления налоговыми рисками необходим системный подход к налоговому планированию в компании. Такая система должна своевременно выявлять и устранять риски до появления их в актах налоговой проверки, источники налоговой неэффективности. Как показывает практика крупнейших российских и зарубежных компаний, подобная система должна базироваться на следующих основных принципах:

  • разработка единых критериев оценки налоговых рисков, их отражение в учетной политике, финансовых моделях и стратегии компании;
  • определение сферы ответственности специалистов, занятых налоговым планированием и их место в организационной структуре компании;
  • применение единых принципов выявления и оценки рисков с использованием инструментов внутреннего контроля и их автоматизация;
  • регулярная отчетность по налоговому планированию перед высшим руководством компании.

Сервисы ФНС и открытые данные

Наличие эффективной системы внутреннего контроля, подтвержденной независимым аудитором, является основанием для освобождения компании от налоговых проверок.
Как показывает практика, большинству российских компаний еще предстоит пройти большой путь для построения эффективной налоговой функции в соответствии с международными стандартами. При этом те преимущества, которые дает бизнесу эффективное управление налоговыми рисками, делают эту задачу одной из наиболее приоритетных для российских компаний в условиях новой реальности.


Услуги компании

ESG трансформация Корпоративное управление Юридический и налоговый консалтинг Аудит и бухгалтерский учет Медиация Международная кооперация Услуги CABS