Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России. Для этого необходимы согласованные действия по реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, направленные на нейтрализацию внешних и внутренних угроз и создание условий для достижения национальных целей развития. (Из Указа Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации")
Переход от индустриального типа экономики к постиндустриальному, значительные экономические, социальные и экологические потрясения последних лет заставляют пересмотреть устоявшиеся практики и принципы организации социального партнерства. Наряду с тем, что крупные, в первую очередь промышленные, предприятия будучи аккумуляторами значительных материальных, человеческих и прочих ресурсов, обладают высоким потенциалом воздействия (как позитивного, так и негативного) на общественное благосостояние, социально- экономическую стабильность и устойчивое развитие, что обуславливает острую необходимость не только в социальной, но и этической и экологической ответственности.
Эти обстоятельства диктуют необходимость создания целостной системы рассмотрения вопросов социального партнерства, определенных ст. 23 ТК РФ в совокупности с вопросами корпоративной социальной ответственности и защиты общественных интересов.
Использование потенциала системы социального партнерства является чрезвычайно важной задачей в контексте развития предпринимательства и корпоративной социальной ответственности (КСО), защиты общественных интересов и разработки эффективных программ регионального развития, повышения деловой активности предприятий, поддержания социальной стабильности и устойчивого развития региона в долгосрочной перспективе.
Следование принципам КСО способствует более эффективному достижению компаниями их стратегических целей, так как позволяет осуществлять долгосрочные инвестиции в создание благоприятного социального окружения. Таким образом, бизнес реализует свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивом развитии. Продуманная и эффективно работающая система социального партнерства позволяет компаниям не только вносить позитивный вклад в социальное благополучие и экологическую стабильность региона, но и способствует повышению результативности и устойчивости бизнеса компании.
Повышение социальной ответственности и социальной ориентации бизнеса на сегодняшний день является универсальным средством решения множества социальных проблем, поэтому эффективная система социального партнерства власти и бизнеса становится национальным приоритетом. В России институционализация КСО осуществляется с помощью социального партнерства. Источник
Сегодня необходимо сформировать единую гражданскую среду, которая способна объединить ресурсы бизнеса и государства, обеспечить национальную безопасность, защиту прав и законных интересов всех ее участников, создать на основе социального партнерства и корпоративной социальной ответственности Новую экономику и Новое общество!
Президент Российской Федерации часто поднимает вопросы о корпоративной социальной ответственности компаний в условиях экономических трудностей, рассматривая её как инвестиции в репутацию, которые позволяют завоевать доверие общества и развить устойчивый бизнес. Вызванные кризисом испытания доказали важность социальной ответственности компаний, заявил президент России Владимир Путин на совещании о мерах по повышению инвестиционной активности.
Эти обстоятельства диктуют необходимость создания целостной системы рассмотрения вопросов социального партнерства, определенных ст. 23 ТК РФ в совокупности с вопросами корпоративной социальной ответственности и защиты общественных интересов.
Использование потенциала системы социального партнерства является чрезвычайно важной задачей в контексте развития предпринимательства и корпоративной социальной ответственности (КСО), защиты общественных интересов и разработки эффективных программ регионального развития, повышения деловой активности предприятий, поддержания социальной стабильности и устойчивого развития региона в долгосрочной перспективе.
Следование принципам КСО способствует более эффективному достижению компаниями их стратегических целей, так как позволяет осуществлять долгосрочные инвестиции в создание благоприятного социального окружения. Таким образом, бизнес реализует свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивом развитии. Продуманная и эффективно работающая система социального партнерства позволяет компаниям не только вносить позитивный вклад в социальное благополучие и экологическую стабильность региона, но и способствует повышению результативности и устойчивости бизнеса компании.
Повышение социальной ответственности и социальной ориентации бизнеса на сегодняшний день является универсальным средством решения множества социальных проблем, поэтому эффективная система социального партнерства власти и бизнеса становится национальным приоритетом. В России институционализация КСО осуществляется с помощью социального партнерства. Источник
Сегодня необходимо сформировать единую гражданскую среду, которая способна объединить ресурсы бизнеса и государства, обеспечить национальную безопасность, защиту прав и законных интересов всех ее участников, создать на основе социального партнерства и корпоративной социальной ответственности Новую экономику и Новое общество!
Президент Российской Федерации часто поднимает вопросы о корпоративной социальной ответственности компаний в условиях экономических трудностей, рассматривая её как инвестиции в репутацию, которые позволяют завоевать доверие общества и развить устойчивый бизнес. Вызванные кризисом испытания доказали важность социальной ответственности компаний, заявил президент России Владимир Путин на совещании о мерах по повышению инвестиционной активности.
Из выступления Президента России на Пленарном заседании съезда РСПП 16 марта 2023 года:
"Предприниматели в России всегда, хочу это подчеркнуть, всегда – и в дореволюционную эпоху, и в последние десятилетия – играли большую созидательную роль, брали на себя большую ответственность в вопросах развития и освоения территорий, социального обеспечения, образования, здравоохранения, инфраструктуры, благотворительности, по праву гордились этим, и они составляли гордость нашей страны. Многие вошли в историю, имена многих на слуху до сих пор.
И сегодня мы видим примеры такого достойного отношения к делу, к высокой миссии предпринимателей, которым не всё равно, где, в каких условиях работают их компании, их люди, их специалисты, которые направляют свой предпринимательский талант – а это действительно талант – не только на извлечение какой-то выгоды, на сверхпотребление, но и на общественное благо. Вместо работы в офшорах и вывода полученных здесь средств на вещи, прямо скажем так, не первой необходимости, запускаются специальные программы поддержки сотрудников и членов их семей. Наравне с региональными властями направляются средства на дороги, больницы, спортивные и культурные объекты. Словом, делают жизнь всех вокруг лучше.
Таких инициатив, приносящих реальную пользу людям, должно быть больше, и подобные проекты должны быть интересными, разумеется, посильными и крупному, и среднему, и малому бизнесу, и субъектам Федерации, если осуществлять эти проекты совместно.
Государство будет всячески поддерживать ответственный бизнес, тех, кто готов бороться и за своё дело, и за благополучие своих коллективов, людей, которые у вас работают, за благополучие всех граждан России.
Ответственный бизнес не отделяет себя от населённого пункта, региона своего присутствия, активно участвует в их развитии, вместе с государством вкладывается в школы, университеты, систему образования, здравоохранения, во все сферы, которые очень важны, чувствительны для граждан, поддерживает социальные программы.
Несомненный приоритет всё-таки – это забота об окружающей среде. Нужно заниматься не только повышением экологичности предприятий, но и сокращать накопленный вред природе, помогать региональным властям в проектах по улучшению экологии.
И главное, ответственный российский предприниматель – это настоящий гражданин России, своей страны, гражданин, который понимает и действует в её интересах, не прячет активы в офшорах, а регистрирует компании здесь, в нашей стране, не попадает в зависимость от чужих властей.
Мы все должны понимать, что здесь основа нашего существования и будущее наших семей, наших детей. И только при этом понимании бизнес будет приносить удовлетворение, человек сможет себя полностью реализовать.
Уверен, чем больше наших бизнесменов будет разделять эти ценности, тем сильнее будет Россия, тем крепче станет наша экономика, тем быстрее будет меняться к лучшему жизнь вокруг нас и, конечно, тем большим авторитетом, общественным уважением будут пользоваться предприниматели.
Предлагаю учредить специальную премию для наиболее ответственных отечественных компаний и уже в следующем году в рамках съезда РСПП наградить её первых лауреатов.
Кроме того, предлагаю подумать о ежегодной публикации нефинансовой отчётности для крупных предприятий. В ней будет рассказываться о том, что та или иная компания сделала для общества, для конкретного посёлка, города, региона, для своей страны. Я знаю просто: подавляющее большинство, практически все имеют такие социальные программы, но о них знают только в узком секторе. Давайте сделаем это достоянием всего общества. Это пойдёт всем на пользу и будет хорошим примером для всех.
Широкое раскрытие такой информации, таких историй созидательного труда позитивно скажется на авторитете всего российского бизнеса, а в конечном итоге и на его рыночных и общественных позициях.” Видео выступления
Нормативно-правовое регулирование социального партнерства и корпоративной социальной ответственности. Защита общественных интересов.
"Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2024 - 2026 годы”.
Стороны признают главной целью Соглашения рост благосостояния населения, социальной защищенности работников путем повышения эффективности российской экономики и стимулирования внутреннего спроса, улучшения делового климата.
Распространение деструктивной идеологии влечет за собой риски усиления социокультурного расслоения общества, снижение роли социального партнерства, обесценивание идей созидательного труда и взаимопомощи (п.17 Указа Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”).
Достижение этих целей невозможно без перехода к новой модели развития, в основе которой лежит баланс интересов общества, государства и бизнеса, Стороны признают необходимость осуществления преобразований во всех сферах государственного регулирования с учетом развития системы государственного стратегического планирования и управления. (I. Экономическая политика)
п.3.1. Содействие обеспечению условий для продуктивной и свободно избранной занятости граждан Российской Федерации, в том числе: развитие системы оценки квалификации работников, профессиональная деятельность которых связана в том числе с повышенными требованиями к надежности и безопасности выполнения работ, рисками причинения ущерба жизни и здоровью граждан, с финансовой и общественной безопасностью.
п.3.11 Проводить консультации по следующим вопросам:
п. 4.6. В области обязательного медицинского страхования и системы здравоохранения осуществлять меры, направленные на соблюдение государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи, сохранение и укрепление здоровья населения.
п. 4.7. Осуществлять меры в области социальной защиты и социального обслуживания:
совершенствовать механизмы предоставления государственных услуг, в том числе за счет беззаявительного (проактивного) оказания мер социальной защиты, предоставляемых гражданам в случае возникновения у них прав на их получение;
п. 6.1. В целях обеспечения социально-экономического развития территорий субъектов Российской Федерации Российской Федерации Стороны считают необходимым:
п. 6.4. В целях обеспечения граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Стороны считают необходимым:
подготовить предложения по улучшению условий обеспечения граждан России с различным уровнем доходов доступным и комфортным жильем, а также по расширению масштабов строительства социального жилья;
содействовать проведению жилищной политики, реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710;
подготовить предложения по улучшению условий обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами граждан России;
!!! проводить мониторинг действующего законодательства в части механизмов социальной поддержки, в том числе финансовой и иной поддержки граждан для оплаты жилья и коммунальных услуг, при необходимости подготовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство.
7.23. Стороны договорились, что будут содействовать созданию условий для информирования граждан о значимых мероприятиях, проводимых Сторонами.
Приложение: Основные социально-экономические показатели мониторинга качества и уровня жизни населения.
В части второй раздела II Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство в сфере труда закреплено в качестве самостоятельного института трудового права, имеющего важное социально-экономическое, политическое и правовое значение.
В соответствии со ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Специфика российской модели социального партнерства, обусловлена историческими условиями развития данного института в нашей стране. Социальное партнерство характеризуют определенные особенности.
Во-первых, это отношения между социальными группами, имеющими не только в известной степени общие корпоративные интересы, но и различные, существенно отличающиеся социально-экономические интересы. Причем последние определяют сущность взаимоотношений между названными социальными группами, которые не совпадают в своей основе и не могут образовать социальное единство.
Во-вторых, социальное партнерство есть такое отношение между социальными общностями с различными социально-экономическими интересами, при котором не преследуется цель полного их совмещения, что невозможно. Однако достигается определенный, а точнее оптимальный, баланс в реализации этих интересов.
В-третьих, социальное партнерство представляет собой процесс взаимоотношения двух основных социальных групп: работников и работодателей.
Следовательно, социальное партнерство является исторически обусловленным компромиссом интересов основных экономических субъектов и выражает необходимость социального мира как одного из главных условий социальной стабильности и экономического прогресса. Это реализация прав трудящихся через механизм экономического сотрудничества и взаимных уступок.
Смысл партнерства в том и состоит, чтобы в интересах стабильности общества не усугублять неизбежное противоречие между трудом и капиталом, не противопоставлять объективно различные интересы сторон, а, наоборот, учитывать и удовлетворять их, идти на разумные компромиссы и искать пути социально-экономического сотрудничества. Такое партнерство позволяет и урегулировать трудовые конфликты, и защитить общественные интересы.
Социальное партнерство немыслимо без участия государства, его исполнительных органов и представителей в качестве равноправной стороны. Его функции отличны от функций двух других партнеров – профсоюзов и работодателей. Государство как сторона социального партнерства наделено функциями выразителя общественного интереса.
Существует мнение, что социальными партнерами, по существу, являются только наемные работники и работодатели. И регулирование социально-трудовых отношений в наилучшей степени обеспечивается без вмешательства государства. Вместе с тем нельзя не признать его важную роль в качестве необходимого участника социального консенсуса. Для государства как представителя общественных интересов социальное партнерство – это социальный мир и сплоченность общества, условия его политической стабильности, экономического прогресса. Источник
Глава 3 ТК РФ не закрепляет правовую основу социального партнерства и не определяет его задачи и систему. Этот «пробел» восполняют региональные законы.
Закон Удмуртской Республики от 18 декабря 2002 года N 72-РЗ ”О социальном партнерстве в Удмуртской Республике” определяет порядок организации социального партнерства в Удмуртской Республике, правовую основу деятельности республиканской, отраслевых (межотраслевых) и территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, достижения общественного согласия в Удмуртской Республике.
Не смотря на заявленную в Законе цель - достижение общественного согласия, Закон не содержит положений, регулирующих отношения социальных партнеров в этой части и направлен на организацию социального партнерства в Удмуртской Республике исключительно в сфере труда.
Основные документы в области корпоративной социальной ответственности.
Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2017 г. № 876-р ”О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане мероприятий по ее реализации”. Концепция направлена на:
Минэкономразвития России предложены правовые основы регулирования публичной нефинансовой отчетности. Проект Федерального закона "О публичной нефинансовой отчетности" устанавливает общие требования к составлению и раскрытию публичной нефинансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подход к пониманию социальной ответственности как ответственности перед обществом, ее связи с устойчивым развитием выражен в международном стандарте ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности". В Российской Федерации в 2012 году утвержден и введен в действие идентичный стандарт ГОСТ Р ИСО 26000-2012, который соотносится с основными международными и национальными документами в сфере устойчивого развития, социальной ответственности и публичной нефинансовой отчетности, в обобщенной форме представляет ключевые подходы в этой сфере и предназначен для использования организациями всех форм собственности и видов деятельности.
Социальная хартия российского бизнеса /принципы ответственного ведения бизнеса/ — это платформа для формирования корпоративной стратегии, политики и практики в соответствии с задачами устойчивого развития бизнеса на основе эффективного управления ESG факторами и рисками, конструктивного взаимодействия с заинтересованными сторонами, а также с учетом интересов общества и задач устойчивого развития страны.
«Базовые индикаторы результативности», разработанные РСПП рекомендованы для подготовки нефинансовых отчетов компаний, а также для контроля, оценки и мониторинга ключевых показателей деятельности компаний. В документе представлено 48 индикаторов, отражающих экономическую (8 индикаторов), социальную (22 индикатора) и экологическую (18 индикаторов) направленность.
Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. определены стратегическая цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации.
Кодекс корпоративного управления, одобренный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации 21 марта 2014 г. представляет собой свод рекомендаций относительно наилучшего корпоративного управления обществом, разъясняющий стандарты соблюдения прав акционеров, способствующий их реализации на практике, обеспечивающий повышение эффективности управления компанией, долгосрочное и устойчивое развитие.Антикоррупционную хартию российского бизнеса;
Глобальный договор Организации Объединенных Наций содержит призыв к компаниям привести свою стратегию и деятельность в соответствие с десятью всеобщими принципами в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией, а также принять меры для достижения социальных целей и ЦУР.
Резолюция "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г.
Распоряжением Правительства Российской Федерации №1284-р от 28 июня 2017 года утвержден перечень показателей для расчета рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и социального предпринимательства. Формирование такого рейтинга позволит представить ясную картину состояния социальной сферы во всех субъектах Российской Федерации, выявлять субъекты РФ с лучшими практиками в этом направлении.
Стороны признают главной целью Соглашения рост благосостояния населения, социальной защищенности работников путем повышения эффективности российской экономики и стимулирования внутреннего спроса, улучшения делового климата.
Распространение деструктивной идеологии влечет за собой риски усиления социокультурного расслоения общества, снижение роли социального партнерства, обесценивание идей созидательного труда и взаимопомощи (п.17 Указа Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”).
Достижение этих целей невозможно без перехода к новой модели развития, в основе которой лежит баланс интересов общества, государства и бизнеса, Стороны признают необходимость осуществления преобразований во всех сферах государственного регулирования с учетом развития системы государственного стратегического планирования и управления. (I. Экономическая политика)
п.3.1. Содействие обеспечению условий для продуктивной и свободно избранной занятости граждан Российской Федерации, в том числе: развитие системы оценки квалификации работников, профессиональная деятельность которых связана в том числе с повышенными требованиями к надежности и безопасности выполнения работ, рисками причинения ущерба жизни и здоровью граждан, с финансовой и общественной безопасностью.
п.3.11 Проводить консультации по следующим вопросам:
- разработке направлений активной политики занятости населения и мер по защите граждан от частичной безработицы, подготовка предложений по их финансовой обеспеченности;
- разработка предложений по совершенствованию политики в сфере содействия занятости молодежи, родителей, имеющих несовершеннолетних детей и других категорий граждан;
- обеспечение достойного уровня жизни вынужденно безработных граждан с учетом их семейной нагрузки, в том числе:
- повышение размера пособия по безработице для всех безработных граждан, включая самозанятых, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, и иных категорий трудящихся;
- совершенствование системы пособий по безработице и материальной поддержки безработных граждан, ориентированной на временное возмещение утраченного заработка на период активного поиска работы;
- установление пособия по безработице всем безработным гражданам, включая самозанятых, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, и иных категорий трудящихся;
- установление повышенного размера пособия по безработице безработным гражданам, имеющим детей в возрасте до 18 лет, пропорционально количеству таких детей.
п. 4.6. В области обязательного медицинского страхования и системы здравоохранения осуществлять меры, направленные на соблюдение государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи, сохранение и укрепление здоровья населения.
п. 4.7. Осуществлять меры в области социальной защиты и социального обслуживания:
совершенствовать механизмы предоставления государственных услуг, в том числе за счет беззаявительного (проактивного) оказания мер социальной защиты, предоставляемых гражданам в случае возникновения у них прав на их получение;
п. 6.1. В целях обеспечения социально-экономического развития территорий субъектов Российской Федерации Российской Федерации Стороны считают необходимым:
- совершенствовать меры по сокращению различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, в том числе в депрессивных регионах;
- рассматривать ход реализации государственной политики переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;
п. 6.4. В целях обеспечения граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Стороны считают необходимым:
подготовить предложения по улучшению условий обеспечения граждан России с различным уровнем доходов доступным и комфортным жильем, а также по расширению масштабов строительства социального жилья;
содействовать проведению жилищной политики, реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710;
подготовить предложения по улучшению условий обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами граждан России;
!!! проводить мониторинг действующего законодательства в части механизмов социальной поддержки, в том числе финансовой и иной поддержки граждан для оплаты жилья и коммунальных услуг, при необходимости подготовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство.
7.23. Стороны договорились, что будут содействовать созданию условий для информирования граждан о значимых мероприятиях, проводимых Сторонами.
Приложение: Основные социально-экономические показатели мониторинга качества и уровня жизни населения.
В части второй раздела II Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство в сфере труда закреплено в качестве самостоятельного института трудового права, имеющего важное социально-экономическое, политическое и правовое значение.
В соответствии со ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Специфика российской модели социального партнерства, обусловлена историческими условиями развития данного института в нашей стране. Социальное партнерство характеризуют определенные особенности.
Во-первых, это отношения между социальными группами, имеющими не только в известной степени общие корпоративные интересы, но и различные, существенно отличающиеся социально-экономические интересы. Причем последние определяют сущность взаимоотношений между названными социальными группами, которые не совпадают в своей основе и не могут образовать социальное единство.
Во-вторых, социальное партнерство есть такое отношение между социальными общностями с различными социально-экономическими интересами, при котором не преследуется цель полного их совмещения, что невозможно. Однако достигается определенный, а точнее оптимальный, баланс в реализации этих интересов.
В-третьих, социальное партнерство представляет собой процесс взаимоотношения двух основных социальных групп: работников и работодателей.
Следовательно, социальное партнерство является исторически обусловленным компромиссом интересов основных экономических субъектов и выражает необходимость социального мира как одного из главных условий социальной стабильности и экономического прогресса. Это реализация прав трудящихся через механизм экономического сотрудничества и взаимных уступок.
Смысл партнерства в том и состоит, чтобы в интересах стабильности общества не усугублять неизбежное противоречие между трудом и капиталом, не противопоставлять объективно различные интересы сторон, а, наоборот, учитывать и удовлетворять их, идти на разумные компромиссы и искать пути социально-экономического сотрудничества. Такое партнерство позволяет и урегулировать трудовые конфликты, и защитить общественные интересы.
Социальное партнерство немыслимо без участия государства, его исполнительных органов и представителей в качестве равноправной стороны. Его функции отличны от функций двух других партнеров – профсоюзов и работодателей. Государство как сторона социального партнерства наделено функциями выразителя общественного интереса.
Существует мнение, что социальными партнерами, по существу, являются только наемные работники и работодатели. И регулирование социально-трудовых отношений в наилучшей степени обеспечивается без вмешательства государства. Вместе с тем нельзя не признать его важную роль в качестве необходимого участника социального консенсуса. Для государства как представителя общественных интересов социальное партнерство – это социальный мир и сплоченность общества, условия его политической стабильности, экономического прогресса. Источник
Глава 3 ТК РФ не закрепляет правовую основу социального партнерства и не определяет его задачи и систему. Этот «пробел» восполняют региональные законы.
Закон Удмуртской Республики от 18 декабря 2002 года N 72-РЗ ”О социальном партнерстве в Удмуртской Республике” определяет порядок организации социального партнерства в Удмуртской Республике, правовую основу деятельности республиканской, отраслевых (межотраслевых) и территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, достижения общественного согласия в Удмуртской Республике.
Не смотря на заявленную в Законе цель - достижение общественного согласия, Закон не содержит положений, регулирующих отношения социальных партнеров в этой части и направлен на организацию социального партнерства в Удмуртской Республике исключительно в сфере труда.
Основные документы в области корпоративной социальной ответственности.
Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2017 г. № 876-р ”О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане мероприятий по ее реализации”. Концепция направлена на:
- совершенствование системы стимулирования российских организаций к повышению информационной открытости и прозрачности результатов воздействия их деятельности на общество и окружающую среду, включая экономическую, экологическую и социальную составляющие;
- расширение возможностей для объективной оценки на основе публичной нефинансовой отчетности вклада результатов деятельности российских организаций в общественное развитие;
- содействие укреплению репутации российских организаций и повышению доверия к их деловой активности в Российской Федерации и за ее пределами;
- систематизацию процесса внедрения публичной нефинансовой отчетности в управленческую практику российских организаций;
- повышение осведомленности широкого круга лиц о международных стандартах в сфере социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности, о значении публичной нефинансовой отчетности для отчитывающихся российских организаций и для их внешнего окружения.
Минэкономразвития России предложены правовые основы регулирования публичной нефинансовой отчетности. Проект Федерального закона "О публичной нефинансовой отчетности" устанавливает общие требования к составлению и раскрытию публичной нефинансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подход к пониманию социальной ответственности как ответственности перед обществом, ее связи с устойчивым развитием выражен в международном стандарте ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности". В Российской Федерации в 2012 году утвержден и введен в действие идентичный стандарт ГОСТ Р ИСО 26000-2012, который соотносится с основными международными и национальными документами в сфере устойчивого развития, социальной ответственности и публичной нефинансовой отчетности, в обобщенной форме представляет ключевые подходы в этой сфере и предназначен для использования организациями всех форм собственности и видов деятельности.
Социальная хартия российского бизнеса /принципы ответственного ведения бизнеса/ — это платформа для формирования корпоративной стратегии, политики и практики в соответствии с задачами устойчивого развития бизнеса на основе эффективного управления ESG факторами и рисками, конструктивного взаимодействия с заинтересованными сторонами, а также с учетом интересов общества и задач устойчивого развития страны.
«Базовые индикаторы результативности», разработанные РСПП рекомендованы для подготовки нефинансовых отчетов компаний, а также для контроля, оценки и мониторинга ключевых показателей деятельности компаний. В документе представлено 48 индикаторов, отражающих экономическую (8 индикаторов), социальную (22 индикатора) и экологическую (18 индикаторов) направленность.
Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. определены стратегическая цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации.
Кодекс корпоративного управления, одобренный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации 21 марта 2014 г. представляет собой свод рекомендаций относительно наилучшего корпоративного управления обществом, разъясняющий стандарты соблюдения прав акционеров, способствующий их реализации на практике, обеспечивающий повышение эффективности управления компанией, долгосрочное и устойчивое развитие.Антикоррупционную хартию российского бизнеса;
Глобальный договор Организации Объединенных Наций содержит призыв к компаниям привести свою стратегию и деятельность в соответствие с десятью всеобщими принципами в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией, а также принять меры для достижения социальных целей и ЦУР.
Резолюция "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г.
Распоряжением Правительства Российской Федерации №1284-р от 28 июня 2017 года утвержден перечень показателей для расчета рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и социального предпринимательства. Формирование такого рейтинга позволит представить ясную картину состояния социальной сферы во всех субъектах Российской Федерации, выявлять субъекты РФ с лучшими практиками в этом направлении.
Продолжение
Ответим на ваши дополнительные вопросы, проведем бесплатную консультацию с лицами, принимающими решение в вашей компании, руководителями юридической службы, бухгалтерии.