Публикации

Удмуртия – территория благополучия!?

ESG трансформация Корпоративное управление Комплексное развитие территорий

{$te}

Концепция развития социального партнерства в Удмуртии и актуальная информация размещена на сайте http://blagodarfound.ru/pressentation_soc

Удмуртская Республика – регион с развитой промышленностью, которая занимает в структуре валового регионального продукта более 45 процентов. Ключевую роль в ней играют крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса, выпускающие высокотехнологичную продукцию, которая конкурентоспособна в мире. Предприятия республики производят оборудование для атомных электростанций, телекоммуникационные системы для космоса, различные виды оружия и вооружений, средства связи, радиоэлектронику, медицинскую технику, нефтегазовое оборудование, изделия из металла и пластмассы. Значительное место занимает деревообрабатывающая промышленность. Источник

По данным Удмуртстата, экономика Республики в первом полугодии 2022 года показывала положительную динамику по большинству пунктов. За январь-июнь в промышленном производстве отмечается рост на 8,3%. Добывающие отрасли также выросли на 8,3%, обрабатывающие производства - на 11,4%.

Казалось бы, при таком потенциале предприятий, разместивших в Удмуртии средства производства, качество жизни населения, которое и обеспечивает функционирование этих предприятий должно быть на европейском уровне. При этом, по данным «РИА Рейтинг», в 2022 году Удмуртия занимает лишь 41 место в рейтинге регионов по качеству жизни населения.

Как следует из доклада «О состоянии гражданского общества в Удмуртской Республике в 2022 году», опубликованном на сайте Общественной палаты Удмуртской Республики целевые поступления в СОНКО от российских физических лиц в 2020 году составили 21% от всех поступивших средств, при этом целевые поступления в СОНКО от российских коммерческих организаций составили всего 17%, что свидетельствует о низкой социальной активности бизнеса в Удмуртии и вовлеченности в социально значимые проекты региона.

Производство на предприятиях республики часто связано с нарушением общественных интересов, рисками для жизни и здоровья граждан, нарушении экологии, городской инфраструктуры. Некоторые примеры:

  • Удмуртия в числе самых грязных и опасных регионов. Источник
  • «Красный снег» в Ижевске. Источник
  • Экологическая катастрофа на реках Вала и Ува. Источник
  • Взрывы в Пугачево. Источник
  • Дроновым бизнесом по патриотизму. Источник
  • В Удмуртии активно продают просроченную молочку. Источник

Как показывают опросы населения, жители Удмуртской Республики не удовлетворены деятельностью компаний в области их корпоративной социальной ответственности. По мнению большинства респондентов, хозяйственная деятельность компаний в основном направлена на извлечение прибыли, часто в ущерб интересам граждан. Опросы работников некоммерческих организаций (НКО) говорят в основном об отсутствии интереса топ менеджмента компаний к вопросам корпоративного гражданства, улучшения социальной среды, развития территорий, заботе о социально уязвимых группах населения.

Анализ исследования официальных сайтов компаний, осуществляющих деятельность на территории Удмуртской Республики показал, что в большинстве случаев информация на сайте компании о деятельности в области корпоративного социального партнерства отсутсвует. Часть компаний проявляют заботу о своих трудовых коллективах, но забывают об общественных интересах. Практически у всех компаний, действующих в республике отсутствует утвержденная политика социальной ответственности, бюджет и плановая работа как того требует Международный Стандарт ISO 26000-2012.

Вместе с этим, следует отметить, что в Удмуртской Республике есть руководители и собственники компаний, которые понимают актуальность и важность социального инвестирования, направляют достаточно большие средства на благотворительность и реализацию социальных проектов, но таких, к сожалению, очень мало.

Многие представители бизнеса Удмуртии выражают свою заинтересованность в инвестициях в социальную сферу, но не видят интересных для них социальных проектов в которых хотели бы участвовать. В свою очередь, отсутствие интересных, креативных предложений обосновывается тем, что рынок социальных услуг в Удмуртии еще начинает формироваться, отсутствуют наработанные механизмы реализации социальных проектов. СОНКО и социальное предпринимательство в Удмуртии только начинают обретать свою устойчивость и нуждаются в помощи государства и бизнеса.

Как следует из доклада Министерства экономики Удмуртской Республики о состоянии, проблемах и перспективах развития социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций в Удмуртской Республике в 2021 году проводимая в республике работа по поддержке СОНКО получила высокую оценку Минэкономразвития России в 2021 году - Удмуртия в рейтинге регионов по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО заняла 30 место. Удмуртия по количеству СОНКО находится на 8 месте (1492 ед.) в ПФО (аналогично итогов 2019 года).

Общий объем субсидий, предоставленных СОНКО из средств регионального бюджета в 2021 году, составил 376 199,7 тыс. рублей, что на 9,4% меньше объема прошлого года (в 2020 году - 415 218,8 тыс. рублей). При этом на 28,4% увеличилось количество СОНКО, получивших финансовую поддержку (в 2021 году - 113 СОНКО, в 2020 году - 88 СОНКО). Указанные субсидии предоставляются как целевым способом (в 2021 году - 311 749,25 тыс. рублей, в 2020 году - 359 850,51 тыс. рублей), так и на конкурсной основе (в 2021 году - 64 450,5 тыс. рублей, в 2020 году – 55 368,3 тыс. рублей). Увеличение субсидирования в рамках проводимых конкурсов указывает на рост доступности СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам.

Тенденцией последних лет является возрастание роли муниципалитетов в решении задач развития рынка услуг в социальной сфере, так как именно на «местном» уровне чаще всего происходит непосредственное взаимодействие граждан, организаций и органов власти. В то же время проводимые опросы показывают, что более 60% населения не знают о деятельности СОНКО, проводимой в их муниципалитетах.

Работа созданных в Удмуртской Республике трехсторонних комиссий как институтов координации участников социального партнерства, генерации законодательных инициатив, поддержки равновесия в сфере социально-трудовых отношений носят лишь формальный характер, потенциал комиссий для решения вопросов и диалога сторон в полной мере не используется. Наблюдается низкая активность работы членов комиссий, несовершенный механизм присоединения работодателей к заключенным соглашениям, отсутствие информации о деятельности комиссий в средствах массовой информации. Информация опубликованная на сайте Министерства социальной политики и труда о работе республиканской трехсторонней комиссии не содержит сведений о результатах ее деятельности, на некоторых страницах опубликована устаревшая, недостоверная информация.

Перспективы развития системы социального партнерства в Удмуртской Республике.

Требования новой реальности устанавливают акцент на защиту общественных интересов. Низкий уровень корпоративной социальной ответственности приводит к конфликту интересов общества, бизнеса и власти, техногенным катастрофам, социальным взрывам.

Обсуждение актуальных проблем социально-экономического развития республики в рамках трехсторонних комиссий, принятие соответствующих решений представляют собой конструктивный социальный диалог и управляемый конфликт, в результате которых достигается консолидация сторонников модернизационных идей, институционализация социального диалога и конфликтных отношений, причем в форме, позволяющей минимизировать риски, связанные с ними, и осуществлять реализацию позитивных функций.

Среди проблем, которые требуют решения, следует назвать недостаточную активность работы Комиссии, несовершенный механизм присоединения работодателей к заключенным соглашениям, отражения деятельности Комиссии в средствах массовой информации.

Не используется потенциал в полной мере для решения вопросов и диалога сторон. Сложившийся вариант социального партнерства в Удмуртии отличается пока слабой отзывчивостью к динамично меняющимся запросам наемного труда и, соответственно, не в полной мере отвечает растущим задачам воспроизводства и поддержания человеческого капитала – главного условия реализации инновационной модернизации.

В сложившихся условиях пока не существует эффективной модели взаимодействия органов власти с бизнес-структурами и общественными объединениями. На практике по- прежнему чаще всего проявляется доминирование административно-нажимных методов.

Все более очевидным становится необходимость переформатирования системы взаимоотношений гражданских и политических институтов с целью наиболее полного использования заложенных в них возможностей, способствующих созреванию и продвижению новых форм, методов и видов общественной активности, стимулирующих процесс современных социально-экономических и политических преобразований.

В Удмуртии важно достичь осознания бизнесом, властью и обществом того, что обеспечение успеха от социального партнерства должно идти путем, основанным на этических нормах и взаимном уважении, заботе об окружающей среде, приблизиться к балансу интересов общества и бизнеса, к балансу между социальной справедливостью и прибылью компании. Региональной власти необходимо оказывать всестороннюю поддержку развитию импакт-инвестирования, в том числе установление налоговых и иных преференций для импакт-инвесторов, информационную поддержку, обеспечение режима ”зеленый свет” на всех этапах реализации импакт-проектов в кабинетах муниципальной и региональной власти.

Повестка развития социального партнерства в Удмуртии должна быть в центре внимания общественности, наряду с вопросами развития территорий, модернизацией и переходом на инновационное развитие. Необходимо на основе лучших практик росийских компаний в данном направлении создать цивилизованную среду для обеспечения прозрачности отношений субъектов социального партнерства, принятые бизнесом, обществом и властью. Создание такой среды в Удмуртии позволит стать лидером в этом направлении. Предпосылки для этого в республике имеются.

Концепция корпоративной социальной ответственности, определяющая новый подход к управлению предприятием, с каждым днем вовлекает в сферу своего влияния все большее количество компаний по всему миру. В республике они так же должны быть в центре внимания общественности, наряду с вопросами социального партнерства, развития территорий и инновационным развитием. Слабая организация социального партнерства власти, бизнеса и общества может привести к нарушению общественных интересов в области экологии, градостроения, и как следствие, к существенному снижению качества жизни граждан и социальному взрыву.

Решение стратегических задач по развитию социального партнерства обеспечит обществу Удмуртской Республики:

  • решение наиболее острых задач местного значения, реализацию социальных проектов;
  • поддержку местных инициатив граждан, создание устойчивых форм самоорганизации граждан;
  • доступность и высокое качество социальных услуг;
  • увеличение благотворительной помощи гражданам;
  • улучшение качества жизни граждан, повышение их духовного и материального благосостояния;
  • защиту прав и законных интересов граждан, создание и развитие форм общественного контроля;
  • решение экологических проблем, уменьшение рисков техногенных аварий и катастроф.

Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность позволяет смягчить противоречия между интересами общества, бизнесом и властью, мотивировать бизнес для решения социальных задач, предоставив ему налоговые преференции. Решение стратегических задач по развитию социального партнерства обеспечит органам публичной власти Удмуртской Республики:

  • развитие социально-ориентированных некоммерческих организаций для самоорганизации граждан и реализации муниципальных и региональных проектов;
  • привлечение социальных инвестиций для реализации муниципальных и региональных проектов, развитие благотворительности;
  • повышение вовлечённости жителей в решение вопросов местного значения, развитие института софинансирования социально-полезных проектов;
  • развитие предпринимательской инициативы граждан, повышение трудовой занятости населения;
  • развитие социального предпринимательства, создание рабочих мест, снижение уровня безработицы;
  • снижение уровня теневой занятости граждан, существенное увеличение налоговых сборов в местные и региональный бюджеты;
  • укрепление доверия граждан к бизнесу и власти, снижение социальной напряженности в обществе;
  • увеличение темпов экономического роста, обеспечение социального здоровья, общественно-политической устойчивости, развития человеческого потенциала;
  • повышение привлекательности региона для жизни, гражданской самореализации и предпринимательской инициативы.

В России институт импакт-инвестирования набирает обороты. Мы движемся к «экономике духа», где покупатель, понимая сопричастность компании к повышению качества жизни в регионе делает ее продукт более коммерчески успешным и позволяет бренду развиваться. Именно поэтому бизнесу сегодня очень важно учитывать общественные интересы, участвовать в социальных, благотворительных проектах.

Выводы:

Основываясь на законодательстве в области социального партнерства и корпоративной социальной ответственности необходимо принять новую стратегию развития социального партнерства в Удмуртской Республике, сформировать цивилизованную среду, которая способна объединить ресурсы бизнеса и государства, где залог успеха компании смещается в сторону ответственного ведения бизнеса и защиты общественных интересов, заботы о человеке и природе.

Следующим мощным толчком для развития социального партнерства может стать разработка региональной стратегии стимулирования и поддержки корпоративной социальной ответственности, в рамках которой целесообразно обязать системообразующие предприятия Удмуртской Республики ежегодно публиковать нефинансовую отчетность, и предоставлять ее в открытом доступе.

Повышение открытости и прозрачности государственных компаний будет способствовать росту доверия к институтам власти и послужит примером для компаний, еще не включенных в активное применение принципов корпоративной социальной ответственности, присоединиться к мировым стандартам ведения бизнеса.

Следуя положениям Генерального соглашения на 2024 - 2026 годы” главной целью Удмуртскоего республиканского трехстороннего соглашения на 2025-2027 годы должно стать защита общественных интересов и рост благосостояния населения.

Трехстороннее соглашение должно играт ь значительную роль в согласовании интересов различных социальных групп, слоев, бизнеса, органов государственной власти, местного самоуправления, выражать интересы общественности республики, прессы, групп влияния.

Ответим на ваши дополнительные вопросы, проведем бесплатную консультацию с лицами, принимающими решение в вашей компании, руководителями юридической службы, бухгалтерии.