{$te}
Концепция развития социального партнерства в Удмуртии и актуальная информация размещена на сайте http://blagodarfound.ru/pressentation_soc
Удмуртская Республика – регион с развитой промышленностью, которая занимает в структуре валового регионального продукта более 45 процентов. Ключевую роль в ней играют крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса, выпускающие высокотехнологичную продукцию, которая конкурентоспособна в мире. Предприятия республики производят оборудование для атомных электростанций, телекоммуникационные системы для космоса, различные виды оружия и вооружений, средства связи, радиоэлектронику, медицинскую технику, нефтегазовое оборудование, изделия из металла и пластмассы. Значительное место занимает деревообрабатывающая промышленность. Источник
По данным Удмуртстата, экономика Республики в первом полугодии 2022 года показывала положительную динамику по большинству пунктов. За январь-июнь в промышленном производстве отмечается рост на 8,3%. Добывающие отрасли также выросли на 8,3%, обрабатывающие производства - на 11,4%.
Казалось бы, при таком потенциале предприятий, разместивших в Удмуртии средства производства, качество жизни населения, которое и обеспечивает функционирование этих предприятий должно быть на европейском уровне. При этом, по данным «РИА Рейтинг», в 2022 году Удмуртия занимает лишь 41 место в рейтинге регионов по качеству жизни населения.
Как следует из доклада «О состоянии гражданского общества в Удмуртской Республике в 2022 году», опубликованном на сайте Общественной палаты Удмуртской Республики целевые поступления в СОНКО от российских физических лиц в 2020 году составили 21% от всех поступивших средств, при этом целевые поступления в СОНКО от российских коммерческих организаций составили всего 17%, что свидетельствует о низкой социальной активности бизнеса в Удмуртии и вовлеченности в социально значимые проекты региона.
Производство на предприятиях республики часто связано с нарушением общественных интересов, рисками для жизни и здоровья граждан, нарушении экологии, городской инфраструктуры. Некоторые примеры:
Как показывают опросы населения, жители Удмуртской Республики не удовлетворены деятельностью компаний в области их корпоративной социальной ответственности. По мнению большинства респондентов, хозяйственная деятельность компаний в основном направлена на извлечение прибыли, часто в ущерб интересам граждан. Опросы работников некоммерческих организаций (НКО) говорят в основном об отсутствии интереса топ менеджмента компаний к вопросам корпоративного гражданства, улучшения социальной среды, развития территорий, заботе о социально уязвимых группах населения.
Анализ исследования официальных сайтов компаний, осуществляющих деятельность на территории Удмуртской Республики показал, что в большинстве случаев информация на сайте компании о деятельности в области корпоративного социального партнерства отсутсвует. Часть компаний проявляют заботу о своих трудовых коллективах, но забывают об общественных интересах. Практически у всех компаний, действующих в республике отсутствует утвержденная политика социальной ответственности, бюджет и плановая работа как того требует Международный Стандарт ISO 26000-2012.
Вместе с этим, следует отметить, что в Удмуртской Республике есть руководители и собственники компаний, которые понимают актуальность и важность социального инвестирования, направляют достаточно большие средства на благотворительность и реализацию социальных проектов, но таких, к сожалению, очень мало.
Многие представители бизнеса Удмуртии выражают свою заинтересованность в инвестициях в социальную сферу, но не видят интересных для них социальных проектов в которых хотели бы участвовать. В свою очередь, отсутствие интересных, креативных предложений обосновывается тем, что рынок социальных услуг в Удмуртии еще начинает формироваться, отсутствуют наработанные механизмы реализации социальных проектов. СОНКО и социальное предпринимательство в Удмуртии только начинают обретать свою устойчивость и нуждаются в помощи государства и бизнеса.
Как следует из доклада Министерства экономики Удмуртской Республики о состоянии, проблемах и перспективах развития социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций в Удмуртской Республике в 2021 году проводимая в республике работа по поддержке СОНКО получила высокую оценку Минэкономразвития России в 2021 году - Удмуртия в рейтинге регионов по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО заняла 30 место. Удмуртия по количеству СОНКО находится на 8 месте (1492 ед.) в ПФО (аналогично итогов 2019 года).
Общий объем субсидий, предоставленных СОНКО из средств регионального бюджета в 2021 году, составил 376 199,7 тыс. рублей, что на 9,4% меньше объема прошлого года (в 2020 году - 415 218,8 тыс. рублей). При этом на 28,4% увеличилось количество СОНКО, получивших финансовую поддержку (в 2021 году - 113 СОНКО, в 2020 году - 88 СОНКО). Указанные субсидии предоставляются как целевым способом (в 2021 году - 311 749,25 тыс. рублей, в 2020 году - 359 850,51 тыс. рублей), так и на конкурсной основе (в 2021 году - 64 450,5 тыс. рублей, в 2020 году – 55 368,3 тыс. рублей). Увеличение субсидирования в рамках проводимых конкурсов указывает на рост доступности СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам.
Тенденцией последних лет является возрастание роли муниципалитетов в решении задач развития рынка услуг в социальной сфере, так как именно на «местном» уровне чаще всего происходит непосредственное взаимодействие граждан, организаций и органов власти. В то же время проводимые опросы показывают, что более 60% населения не знают о деятельности СОНКО, проводимой в их муниципалитетах.
Работа созданных в Удмуртской Республике трехсторонних комиссий как институтов координации участников социального партнерства, генерации законодательных инициатив, поддержки равновесия в сфере социально-трудовых отношений носят лишь формальный характер, потенциал комиссий для решения вопросов и диалога сторон в полной мере не используется. Наблюдается низкая активность работы членов комиссий, несовершенный механизм присоединения работодателей к заключенным соглашениям, отсутствие информации о деятельности комиссий в средствах массовой информации. Информация опубликованная на сайте Министерства социальной политики и труда о работе республиканской трехсторонней комиссии не содержит сведений о результатах ее деятельности, на некоторых страницах опубликована устаревшая, недостоверная информация.
Удмуртская Республика – регион с развитой промышленностью, которая занимает в структуре валового регионального продукта более 45 процентов. Ключевую роль в ней играют крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса, выпускающие высокотехнологичную продукцию, которая конкурентоспособна в мире. Предприятия республики производят оборудование для атомных электростанций, телекоммуникационные системы для космоса, различные виды оружия и вооружений, средства связи, радиоэлектронику, медицинскую технику, нефтегазовое оборудование, изделия из металла и пластмассы. Значительное место занимает деревообрабатывающая промышленность. Источник
По данным Удмуртстата, экономика Республики в первом полугодии 2022 года показывала положительную динамику по большинству пунктов. За январь-июнь в промышленном производстве отмечается рост на 8,3%. Добывающие отрасли также выросли на 8,3%, обрабатывающие производства - на 11,4%.
Казалось бы, при таком потенциале предприятий, разместивших в Удмуртии средства производства, качество жизни населения, которое и обеспечивает функционирование этих предприятий должно быть на европейском уровне. При этом, по данным «РИА Рейтинг», в 2022 году Удмуртия занимает лишь 41 место в рейтинге регионов по качеству жизни населения.
Как следует из доклада «О состоянии гражданского общества в Удмуртской Республике в 2022 году», опубликованном на сайте Общественной палаты Удмуртской Республики целевые поступления в СОНКО от российских физических лиц в 2020 году составили 21% от всех поступивших средств, при этом целевые поступления в СОНКО от российских коммерческих организаций составили всего 17%, что свидетельствует о низкой социальной активности бизнеса в Удмуртии и вовлеченности в социально значимые проекты региона.
Производство на предприятиях республики часто связано с нарушением общественных интересов, рисками для жизни и здоровья граждан, нарушении экологии, городской инфраструктуры. Некоторые примеры:
- Удмуртия в числе самых грязных и опасных регионов. Источник
- «Красный снег» в Ижевске. Источник
- Экологическая катастрофа на реках Вала и Ува. Источник
- Взрывы в Пугачево. Источник
- Дроновым бизнесом по патриотизму. Источник
- В Удмуртии активно продают просроченную молочку. Источник
Как показывают опросы населения, жители Удмуртской Республики не удовлетворены деятельностью компаний в области их корпоративной социальной ответственности. По мнению большинства респондентов, хозяйственная деятельность компаний в основном направлена на извлечение прибыли, часто в ущерб интересам граждан. Опросы работников некоммерческих организаций (НКО) говорят в основном об отсутствии интереса топ менеджмента компаний к вопросам корпоративного гражданства, улучшения социальной среды, развития территорий, заботе о социально уязвимых группах населения.
Анализ исследования официальных сайтов компаний, осуществляющих деятельность на территории Удмуртской Республики показал, что в большинстве случаев информация на сайте компании о деятельности в области корпоративного социального партнерства отсутсвует. Часть компаний проявляют заботу о своих трудовых коллективах, но забывают об общественных интересах. Практически у всех компаний, действующих в республике отсутствует утвержденная политика социальной ответственности, бюджет и плановая работа как того требует Международный Стандарт ISO 26000-2012.
Вместе с этим, следует отметить, что в Удмуртской Республике есть руководители и собственники компаний, которые понимают актуальность и важность социального инвестирования, направляют достаточно большие средства на благотворительность и реализацию социальных проектов, но таких, к сожалению, очень мало.
Многие представители бизнеса Удмуртии выражают свою заинтересованность в инвестициях в социальную сферу, но не видят интересных для них социальных проектов в которых хотели бы участвовать. В свою очередь, отсутствие интересных, креативных предложений обосновывается тем, что рынок социальных услуг в Удмуртии еще начинает формироваться, отсутствуют наработанные механизмы реализации социальных проектов. СОНКО и социальное предпринимательство в Удмуртии только начинают обретать свою устойчивость и нуждаются в помощи государства и бизнеса.
Как следует из доклада Министерства экономики Удмуртской Республики о состоянии, проблемах и перспективах развития социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций в Удмуртской Республике в 2021 году проводимая в республике работа по поддержке СОНКО получила высокую оценку Минэкономразвития России в 2021 году - Удмуртия в рейтинге регионов по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО заняла 30 место. Удмуртия по количеству СОНКО находится на 8 месте (1492 ед.) в ПФО (аналогично итогов 2019 года).
Общий объем субсидий, предоставленных СОНКО из средств регионального бюджета в 2021 году, составил 376 199,7 тыс. рублей, что на 9,4% меньше объема прошлого года (в 2020 году - 415 218,8 тыс. рублей). При этом на 28,4% увеличилось количество СОНКО, получивших финансовую поддержку (в 2021 году - 113 СОНКО, в 2020 году - 88 СОНКО). Указанные субсидии предоставляются как целевым способом (в 2021 году - 311 749,25 тыс. рублей, в 2020 году - 359 850,51 тыс. рублей), так и на конкурсной основе (в 2021 году - 64 450,5 тыс. рублей, в 2020 году – 55 368,3 тыс. рублей). Увеличение субсидирования в рамках проводимых конкурсов указывает на рост доступности СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам.
Тенденцией последних лет является возрастание роли муниципалитетов в решении задач развития рынка услуг в социальной сфере, так как именно на «местном» уровне чаще всего происходит непосредственное взаимодействие граждан, организаций и органов власти. В то же время проводимые опросы показывают, что более 60% населения не знают о деятельности СОНКО, проводимой в их муниципалитетах.
Работа созданных в Удмуртской Республике трехсторонних комиссий как институтов координации участников социального партнерства, генерации законодательных инициатив, поддержки равновесия в сфере социально-трудовых отношений носят лишь формальный характер, потенциал комиссий для решения вопросов и диалога сторон в полной мере не используется. Наблюдается низкая активность работы членов комиссий, несовершенный механизм присоединения работодателей к заключенным соглашениям, отсутствие информации о деятельности комиссий в средствах массовой информации. Информация опубликованная на сайте Министерства социальной политики и труда о работе республиканской трехсторонней комиссии не содержит сведений о результатах ее деятельности, на некоторых страницах опубликована устаревшая, недостоверная информация.
Перспективы развития системы социального партнерства в Удмуртской Республике.
Требования новой реальности устанавливают акцент на защиту общественных интересов. Низкий уровень корпоративной социальной ответственности приводит к конфликту интересов общества, бизнеса и власти, техногенным катастрофам, социальным взрывам.
Обсуждение актуальных проблем социально-экономического развития республики в рамках трехсторонних комиссий, принятие соответствующих решений представляют собой конструктивный социальный диалог и управляемый конфликт, в результате которых достигается консолидация сторонников модернизационных идей, институционализация социального диалога и конфликтных отношений, причем в форме, позволяющей минимизировать риски, связанные с ними, и осуществлять реализацию позитивных функций.
Среди проблем, которые требуют решения, следует назвать недостаточную активность работы Комиссии, несовершенный механизм присоединения работодателей к заключенным соглашениям, отражения деятельности Комиссии в средствах массовой информации.
Не используется потенциал в полной мере для решения вопросов и диалога сторон. Сложившийся вариант социального партнерства в Удмуртии отличается пока слабой отзывчивостью к динамично меняющимся запросам наемного труда и, соответственно, не в полной мере отвечает растущим задачам воспроизводства и поддержания человеческого капитала – главного условия реализации инновационной модернизации.
В сложившихся условиях пока не существует эффективной модели взаимодействия органов власти с бизнес-структурами и общественными объединениями. На практике по- прежнему чаще всего проявляется доминирование административно-нажимных методов.
Все более очевидным становится необходимость переформатирования системы взаимоотношений гражданских и политических институтов с целью наиболее полного использования заложенных в них возможностей, способствующих созреванию и продвижению новых форм, методов и видов общественной активности, стимулирующих процесс современных социально-экономических и политических преобразований.
В Удмуртии важно достичь осознания бизнесом, властью и обществом того, что обеспечение успеха от социального партнерства должно идти путем, основанным на этических нормах и взаимном уважении, заботе об окружающей среде, приблизиться к балансу интересов общества и бизнеса, к балансу между социальной справедливостью и прибылью компании. Региональной власти необходимо оказывать всестороннюю поддержку развитию импакт-инвестирования, в том числе установление налоговых и иных преференций для импакт-инвесторов, информационную поддержку, обеспечение режима ”зеленый свет” на всех этапах реализации импакт-проектов в кабинетах муниципальной и региональной власти.
Повестка развития социального партнерства в Удмуртии должна быть в центре внимания общественности, наряду с вопросами развития территорий, модернизацией и переходом на инновационное развитие. Необходимо на основе лучших практик росийских компаний в данном направлении создать цивилизованную среду для обеспечения прозрачности отношений субъектов социального партнерства, принятые бизнесом, обществом и властью. Создание такой среды в Удмуртии позволит стать лидером в этом направлении. Предпосылки для этого в республике имеются.
Концепция корпоративной социальной ответственности, определяющая новый подход к управлению предприятием, с каждым днем вовлекает в сферу своего влияния все большее количество компаний по всему миру. В республике они так же должны быть в центре внимания общественности, наряду с вопросами социального партнерства, развития территорий и инновационным развитием. Слабая организация социального партнерства власти, бизнеса и общества может привести к нарушению общественных интересов в области экологии, градостроения, и как следствие, к существенному снижению качества жизни граждан и социальному взрыву.
Решение стратегических задач по развитию социального партнерства обеспечит обществу Удмуртской Республики:
Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность позволяет смягчить противоречия между интересами общества, бизнесом и властью, мотивировать бизнес для решения социальных задач, предоставив ему налоговые преференции. Решение стратегических задач по развитию социального партнерства обеспечит органам публичной власти Удмуртской Республики:
В России институт импакт-инвестирования набирает обороты. Мы движемся к «экономике духа», где покупатель, понимая сопричастность компании к повышению качества жизни в регионе делает ее продукт более коммерчески успешным и позволяет бренду развиваться. Именно поэтому бизнесу сегодня очень важно учитывать общественные интересы, участвовать в социальных, благотворительных проектах.
Обсуждение актуальных проблем социально-экономического развития республики в рамках трехсторонних комиссий, принятие соответствующих решений представляют собой конструктивный социальный диалог и управляемый конфликт, в результате которых достигается консолидация сторонников модернизационных идей, институционализация социального диалога и конфликтных отношений, причем в форме, позволяющей минимизировать риски, связанные с ними, и осуществлять реализацию позитивных функций.
Среди проблем, которые требуют решения, следует назвать недостаточную активность работы Комиссии, несовершенный механизм присоединения работодателей к заключенным соглашениям, отражения деятельности Комиссии в средствах массовой информации.
Не используется потенциал в полной мере для решения вопросов и диалога сторон. Сложившийся вариант социального партнерства в Удмуртии отличается пока слабой отзывчивостью к динамично меняющимся запросам наемного труда и, соответственно, не в полной мере отвечает растущим задачам воспроизводства и поддержания человеческого капитала – главного условия реализации инновационной модернизации.
В сложившихся условиях пока не существует эффективной модели взаимодействия органов власти с бизнес-структурами и общественными объединениями. На практике по- прежнему чаще всего проявляется доминирование административно-нажимных методов.
Все более очевидным становится необходимость переформатирования системы взаимоотношений гражданских и политических институтов с целью наиболее полного использования заложенных в них возможностей, способствующих созреванию и продвижению новых форм, методов и видов общественной активности, стимулирующих процесс современных социально-экономических и политических преобразований.
В Удмуртии важно достичь осознания бизнесом, властью и обществом того, что обеспечение успеха от социального партнерства должно идти путем, основанным на этических нормах и взаимном уважении, заботе об окружающей среде, приблизиться к балансу интересов общества и бизнеса, к балансу между социальной справедливостью и прибылью компании. Региональной власти необходимо оказывать всестороннюю поддержку развитию импакт-инвестирования, в том числе установление налоговых и иных преференций для импакт-инвесторов, информационную поддержку, обеспечение режима ”зеленый свет” на всех этапах реализации импакт-проектов в кабинетах муниципальной и региональной власти.
Повестка развития социального партнерства в Удмуртии должна быть в центре внимания общественности, наряду с вопросами развития территорий, модернизацией и переходом на инновационное развитие. Необходимо на основе лучших практик росийских компаний в данном направлении создать цивилизованную среду для обеспечения прозрачности отношений субъектов социального партнерства, принятые бизнесом, обществом и властью. Создание такой среды в Удмуртии позволит стать лидером в этом направлении. Предпосылки для этого в республике имеются.
Концепция корпоративной социальной ответственности, определяющая новый подход к управлению предприятием, с каждым днем вовлекает в сферу своего влияния все большее количество компаний по всему миру. В республике они так же должны быть в центре внимания общественности, наряду с вопросами социального партнерства, развития территорий и инновационным развитием. Слабая организация социального партнерства власти, бизнеса и общества может привести к нарушению общественных интересов в области экологии, градостроения, и как следствие, к существенному снижению качества жизни граждан и социальному взрыву.
Решение стратегических задач по развитию социального партнерства обеспечит обществу Удмуртской Республики:
- решение наиболее острых задач местного значения, реализацию социальных проектов;
- поддержку местных инициатив граждан, создание устойчивых форм самоорганизации граждан;
- доступность и высокое качество социальных услуг;
- увеличение благотворительной помощи гражданам;
- улучшение качества жизни граждан, повышение их духовного и материального благосостояния;
- защиту прав и законных интересов граждан, создание и развитие форм общественного контроля;
- решение экологических проблем, уменьшение рисков техногенных аварий и катастроф.
Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность позволяет смягчить противоречия между интересами общества, бизнесом и властью, мотивировать бизнес для решения социальных задач, предоставив ему налоговые преференции. Решение стратегических задач по развитию социального партнерства обеспечит органам публичной власти Удмуртской Республики:
- развитие социально-ориентированных некоммерческих организаций для самоорганизации граждан и реализации муниципальных и региональных проектов;
- привлечение социальных инвестиций для реализации муниципальных и региональных проектов, развитие благотворительности;
- повышение вовлечённости жителей в решение вопросов местного значения, развитие института софинансирования социально-полезных проектов;
- развитие предпринимательской инициативы граждан, повышение трудовой занятости населения;
- развитие социального предпринимательства, создание рабочих мест, снижение уровня безработицы;
- снижение уровня теневой занятости граждан, существенное увеличение налоговых сборов в местные и региональный бюджеты;
- укрепление доверия граждан к бизнесу и власти, снижение социальной напряженности в обществе;
- увеличение темпов экономического роста, обеспечение социального здоровья, общественно-политической устойчивости, развития человеческого потенциала;
- повышение привлекательности региона для жизни, гражданской самореализации и предпринимательской инициативы.
В России институт импакт-инвестирования набирает обороты. Мы движемся к «экономике духа», где покупатель, понимая сопричастность компании к повышению качества жизни в регионе делает ее продукт более коммерчески успешным и позволяет бренду развиваться. Именно поэтому бизнесу сегодня очень важно учитывать общественные интересы, участвовать в социальных, благотворительных проектах.
Выводы:
Основываясь на законодательстве в области социального партнерства и корпоративной социальной ответственности необходимо принять новую стратегию развития социального партнерства в Удмуртской Республике, сформировать цивилизованную среду, которая способна объединить ресурсы бизнеса и государства, где залог успеха компании смещается в сторону ответственного ведения бизнеса и защиты общественных интересов, заботы о человеке и природе.
Следующим мощным толчком для развития социального партнерства может стать разработка региональной стратегии стимулирования и поддержки корпоративной социальной ответственности, в рамках которой целесообразно обязать системообразующие предприятия Удмуртской Республики ежегодно публиковать нефинансовую отчетность, и предоставлять ее в открытом доступе.
Повышение открытости и прозрачности государственных компаний будет способствовать росту доверия к институтам власти и послужит примером для компаний, еще не включенных в активное применение принципов корпоративной социальной ответственности, присоединиться к мировым стандартам ведения бизнеса.
Следуя положениям Генерального соглашения на 2024 - 2026 годы” главной целью Удмуртскоего республиканского трехстороннего соглашения на 2025-2027 годы должно стать защита общественных интересов и рост благосостояния населения.
Трехстороннее соглашение должно играт ь значительную роль в согласовании интересов различных социальных групп, слоев, бизнеса, органов государственной власти, местного самоуправления, выражать интересы общественности республики, прессы, групп влияния.
Следующим мощным толчком для развития социального партнерства может стать разработка региональной стратегии стимулирования и поддержки корпоративной социальной ответственности, в рамках которой целесообразно обязать системообразующие предприятия Удмуртской Республики ежегодно публиковать нефинансовую отчетность, и предоставлять ее в открытом доступе.
Повышение открытости и прозрачности государственных компаний будет способствовать росту доверия к институтам власти и послужит примером для компаний, еще не включенных в активное применение принципов корпоративной социальной ответственности, присоединиться к мировым стандартам ведения бизнеса.
Следуя положениям Генерального соглашения на 2024 - 2026 годы” главной целью Удмуртскоего республиканского трехстороннего соглашения на 2025-2027 годы должно стать защита общественных интересов и рост благосостояния населения.
Трехстороннее соглашение должно играт ь значительную роль в согласовании интересов различных социальных групп, слоев, бизнеса, органов государственной власти, местного самоуправления, выражать интересы общественности республики, прессы, групп влияния.
Ответим на ваши дополнительные вопросы, проведем бесплатную консультацию с лицами, принимающими решение в вашей компании, руководителями юридической службы, бухгалтерии.