Практика внедрения Методологии "Организация труда в форме производственного кооператива" с целью снижения уровня неформальной трудовой занятости и легализации трудовых отношений в Удмуртской Республике.
Обращение Регионального объединения работодателей "ОПОРА МСБ УР" к органам власти Удмуртской Республики (по списку рассылки) о снижении уровня неформальной трудовой занятости и легализации трудовых отношений на основе Методологии "Организация труда в форме производственного кооператива".
Список рассылки Обращения:
- и.о. Председателя Правительства Удмуртской Республики О.В.Абрамовой
- Членам Общественного совета при УФНС России по Удмуртской Республике;
- Руководителю Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике И.В.Мюрку;
- Руководителю государственной инспекции труда в удмуртской республике, главному госудаственному инспектору труда в Удмуртской Республике С.Г.Шекуновой;
- Координатору Удмуртской республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заместителю Председателя Правительства Удмуртской Республики Т.Ю.Чураковой;
- Членам Общественного совета при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики;
- Председателю постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по бюджету, налогам и финансам Н.Р.Мухамедзянову;
- Председателю постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по труду, социальной политике и делам ветеранов Е.А.Дербиловой.
12.08.2024 г.
Обращение Регионального объединения работодателей "ОПОРА МСБ УР" адресатам по списку рассылки.
Правительством Российской Федерации поставлены задачи по снижению неформальной занятости и легализации трудовых отношений. Эти задачи отнесены к стратегическим национальным приоритетам Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2015 года.
В настоящее время государством ведется работа по снижению неформальной занятости, принят ряд мер, направленных на стимулирование выхода из «тени» организаций, в том числе реализация мероприятий, определенных Федеральным законом №565-ФЗ, Постановлениями Правительства РФ от 21.02.2024 №194, от 3 мая 2024 г. № 571. Однако, наряду с контрольно-надзорными функциями государства необходимы и дополнительные меры, направленные на создание условий, мотивируюших граждан и работодателей к легализации трудовых отношений, в том числе:
Внедрение управленческих, организационных и технологических решений на основе Федерального закона «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 N41-ФЗ в соответствии с разработанной методологией позволит предприятию любой отрасли экономики повысить результативность труда, отказаться от выплат серых зарплат и снизить налоговые риски, обеспечить членам кооператива социальные гарантии.
По всему миру кооперативы демонстрируют высокую выживаемость как наиболее эффективной формы корпоративного управления, экономическую устойчивость в условиях кризиса. Уже более 250 лет кооперативные формы организации деятельности в жизни общества развиваются на всей территории планеты, подтверждая свою надежность и независимость от внешнего воздействия. Сегодня свыше 3 миллионов кооперативов в 110 странах объединяют более 1 миллиарда человек - это около 13% населения планеты.
В соответствии со ст.23 Федерального закона N41-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления содействуют развитию кооперативов, в частности путем установления налоговых и иных льгот для кооперативов прежде всего в сферах производства товаров и оказания услуг, приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению государственных заказов, а также к получению необходимой для их деятельности информации.
Внедрение в деловую среду Удмуртской Республики Методологии по организации труда в форме производственных кооперативов позволит:
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ объединение работодателей имеет право вносить в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и охраняемые законом интересы работодателей, участвовать в разработке указанных нормативных правовых актов.
С целью совершенствования механизмов снижения неформальной занятости и легализации трудовых отношений, а также системы занятости населения Удмуртской Республики предлагаем включить в повестки ближайших заседаний Правительства Удмуртской Республики, Удмуртской трехсторонней комиссии, общественных советов вопросы о предоставлении производственным кооперативам режима наибольшего благоприятствования как народным предприятиям, в том числе:
Приложение:
С уважением,
Председатель РОР ”ОПОРА МСБ УР”
Стрелков Г.В.
В настоящее время государством ведется работа по снижению неформальной занятости, принят ряд мер, направленных на стимулирование выхода из «тени» организаций, в том числе реализация мероприятий, определенных Федеральным законом №565-ФЗ, Постановлениями Правительства РФ от 21.02.2024 №194, от 3 мая 2024 г. № 571. Однако, наряду с контрольно-надзорными функциями государства необходимы и дополнительные меры, направленные на создание условий, мотивируюших граждан и работодателей к легализации трудовых отношений, в том числе:
- совершенствование механизмов стимулирования социально ответственных работодателей, включая предоставление им налоговых льгот;
- стимулирование внедрения передовых управленческих решений, формирование системы методической и организационной поддержки работодателей;
- совершенствование системы занятости населения.
Внедрение управленческих, организационных и технологических решений на основе Федерального закона «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 N41-ФЗ в соответствии с разработанной методологией позволит предприятию любой отрасли экономики повысить результативность труда, отказаться от выплат серых зарплат и снизить налоговые риски, обеспечить членам кооператива социальные гарантии.
По всему миру кооперативы демонстрируют высокую выживаемость как наиболее эффективной формы корпоративного управления, экономическую устойчивость в условиях кризиса. Уже более 250 лет кооперативные формы организации деятельности в жизни общества развиваются на всей территории планеты, подтверждая свою надежность и независимость от внешнего воздействия. Сегодня свыше 3 миллионов кооперативов в 110 странах объединяют более 1 миллиарда человек - это около 13% населения планеты.
В соответствии со ст.23 Федерального закона N41-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления содействуют развитию кооперативов, в частности путем установления налоговых и иных льгот для кооперативов прежде всего в сферах производства товаров и оказания услуг, приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению государственных заказов, а также к получению необходимой для их деятельности информации.
Внедрение в деловую среду Удмуртской Республики Методологии по организации труда в форме производственных кооперативов позволит:
- повысить занятость, социальную защищенность и качество жизни граждан;
- снизить уровень нелегальной трудовой занятости, в том числе иностранных граждан,
- повысить в Удмуртской Республике ежегодные сборы по НДФЛ на 25,4 млрд. руб. (см. расчет выпадающих доходов по НДФЛ);
- обеспечить приток из регионов страны трудоспособных кадров, улучшить в республике демографическую ситуацию;
- снизить налоговые риски предпринимателей, банкротство предприятий, повысить инвестиционную привлекательность компаний и региона;
- повысить на предприятиях результативность, качество, уровень охраны и безопасности труда.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ объединение работодателей имеет право вносить в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и охраняемые законом интересы работодателей, участвовать в разработке указанных нормативных правовых актов.
С целью совершенствования механизмов снижения неформальной занятости и легализации трудовых отношений, а также системы занятости населения Удмуртской Республики предлагаем включить в повестки ближайших заседаний Правительства Удмуртской Республики, Удмуртской трехсторонней комиссии, общественных советов вопросы о предоставлении производственным кооперативам режима наибольшего благоприятствования как народным предприятиям, в том числе:
- реализации комплекса мероприятий по внедрению на предприятиях Удмуртии методологии по организации труда в форме производственных кооперативов;
- консолидированного обращения в Государственный Совет Удмуртской Республики с законодательной инициативой о снижении налоговой ставки для производственных кооперативов единого налога при УСН доходы до 1%, при УСН доходы минус расходы до 5%;
- консолидированного обращения в Правительство Удмуртской Республики о предоставлении субсидий для создания производственных кооперативов и организации их хозяйственной деятельности;
- совместного поиска решений и реализации иных мер, направленных на развитие кооперативного движения в Удмуртской Республике.
Приложение:
- Методология "Организация труда в форме производственных кооперативов" опубликована по ссылке _________;
- расчет выпадающих доходов по НДФЛ на двух станицах;
- Комплекс мероприятий (Дорожная карта) на трех листах.
С уважением,
Председатель РОР ”ОПОРА МСБ УР”
Стрелков Г.В.
Приложение. Расчет выпадающих доходов по НДФЛ
Справочно:
По данным Министерства финансов Российской Федерации, в настоящее время примерно 30–40% граждан получают неофициальную «серую» зарплату, а объем «серого» фонда зарплат в России превышает 10 трлн. рублей ежегодно. По оценкам экспертов, около 25 миллионов человек вовлечены в «теневую» занятость – это 32,5% экономически активного населения.
Источник: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/117477/
По данным исследования 54,4% респондентов получают зарплату «наличными без ведомости» .
Источник https://www.kommersant.ru/doc/6552504?ysclid=ltxw7iy8lj945784466
Правительством Российской Федерации поставлены задачи по снижению неформальной занятости, легализации трудовых отношений, повышению объемов поступлений страховых взносов в СФР. Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений отнесены к стратегическим национальным приоритетам стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента России 31 декабря 2015 года.
1 По данным Росстата по УР https://18.rosstat.gov.ru/ численность занятых (Налоговые резиденты РФ): 714,4 тыс.чел.
2 По данным Росстата по УР https://18.rosstat.gov.ru/ уровень средней зарплаты: 37 817,0 руб.
3 В соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда (МРОТ): 16 242,0 руб.
4 Вовлечены в «теневую» занятость (Стр.1 х 32,5%): 232,2 тыс.чел.
5 Выпадающие доходы по НДФЛ от "теневой занятости" (Стр.4 х Стр.2 х 13%): 1 141,5 млн.руб./мес.
6 Объем "серого фонда" (Стр.1 х (Стр.2 - Стр.3) х 40%): 6 165,3 млн.руб./мес
7 Выпадающие доходы по НДФЛ от "серого фонда" (Стр.6 х 13%): 801,5 млн.руб./мес.
8 Итого выпадающих доходов по НДФЛ Стр.5 + Стр.7: 1 943,0 млн.руб./мес.
9 Всего выпадающих доходов по НДФЛ (Резиденты РФ) (Стр.8 х 12): 23 314,9 млн.руб./год.
10 По данным МВД по УР https://18.xn--b1aew.xn--p1ai/document/45702705 поставлено на миграционный учет по целям въезда: на работу: 39,9 тыс.чел.
11 По данным ”КоммерсантЪ" https://www.kommersant.ru/doc/6552504?ysclid=ltxw7iy8lj945784466 уровень средней зарплаты трудовых мигрантов: 54 500,0 руб., 54,4% получают заработную плату неофициально.
12 Вовлечены в «теневую» занятость (Стр.11 х 54,4%): 21,7 тыс.чел.
13 Выпадающие доходы по НДФЛ от "теневой занятости" трудовых мигрантов (Стр.11 х Стр.12 х 15%): 177,4 млн.руб./мес.
14 Итого выпадающих доходов по НДФЛ от "теневой занятости" трудовых мигрантов (Стр.13 х 12): 2128,8 млн.руб./год.
15 Всего выпадающих доходов по НДФЛ (Стр.8 + Стр.14): 25 443,7 млн.руб./год.
Величина выпадающих доходов по НДФЛ будет рости и подлежит корректировке с учетом роста размера средней оплаты труда во всех отраслях экономики Удмуртской Республики.
По данным Министерства финансов Российской Федерации, в настоящее время примерно 30–40% граждан получают неофициальную «серую» зарплату, а объем «серого» фонда зарплат в России превышает 10 трлн. рублей ежегодно. По оценкам экспертов, около 25 миллионов человек вовлечены в «теневую» занятость – это 32,5% экономически активного населения.
Источник: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/117477/
По данным исследования 54,4% респондентов получают зарплату «наличными без ведомости» .
Источник https://www.kommersant.ru/doc/6552504?ysclid=ltxw7iy8lj945784466
Правительством Российской Федерации поставлены задачи по снижению неформальной занятости, легализации трудовых отношений, повышению объемов поступлений страховых взносов в СФР. Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений отнесены к стратегическим национальным приоритетам стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента России 31 декабря 2015 года.
Расчет выпадающих доходов по НДФЛ в связи с нелегальной трудовой занятостью в Удмуртской Республике по состоянию на 31.12.2023 года
1 По данным Росстата по УР https://18.rosstat.gov.ru/ численность занятых (Налоговые резиденты РФ): 714,4 тыс.чел.
2 По данным Росстата по УР https://18.rosstat.gov.ru/ уровень средней зарплаты: 37 817,0 руб.
3 В соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда (МРОТ): 16 242,0 руб.
4 Вовлечены в «теневую» занятость (Стр.1 х 32,5%): 232,2 тыс.чел.
5 Выпадающие доходы по НДФЛ от "теневой занятости" (Стр.4 х Стр.2 х 13%): 1 141,5 млн.руб./мес.
6 Объем "серого фонда" (Стр.1 х (Стр.2 - Стр.3) х 40%): 6 165,3 млн.руб./мес
7 Выпадающие доходы по НДФЛ от "серого фонда" (Стр.6 х 13%): 801,5 млн.руб./мес.
8 Итого выпадающих доходов по НДФЛ Стр.5 + Стр.7: 1 943,0 млн.руб./мес.
9 Всего выпадающих доходов по НДФЛ (Резиденты РФ) (Стр.8 х 12): 23 314,9 млн.руб./год.
10 По данным МВД по УР https://18.xn--b1aew.xn--p1ai/document/45702705 поставлено на миграционный учет по целям въезда: на работу: 39,9 тыс.чел.
11 По данным ”КоммерсантЪ" https://www.kommersant.ru/doc/6552504?ysclid=ltxw7iy8lj945784466 уровень средней зарплаты трудовых мигрантов: 54 500,0 руб., 54,4% получают заработную плату неофициально.
12 Вовлечены в «теневую» занятость (Стр.11 х 54,4%): 21,7 тыс.чел.
13 Выпадающие доходы по НДФЛ от "теневой занятости" трудовых мигрантов (Стр.11 х Стр.12 х 15%): 177,4 млн.руб./мес.
14 Итого выпадающих доходов по НДФЛ от "теневой занятости" трудовых мигрантов (Стр.13 х 12): 2128,8 млн.руб./год.
15 Всего выпадающих доходов по НДФЛ (Стр.8 + Стр.14): 25 443,7 млн.руб./год.
Величина выпадающих доходов по НДФЛ будет рости и подлежит корректировке с учетом роста размера средней оплаты труда во всех отраслях экономики Удмуртской Республики.
Приложение. Комплекс мероприятий (Дорожная карта)
Причины пассивности бизнеса в применении производственной кооперации в соответствии с Федеральным законом N41-ФЗ «О производственных кооперативах», далее Метод.
2. Государственная (региональная) поддержка приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению государственных заказов, а также к получению необходимой для их деятельности информации.
2.1. Информационная поддержка кооперативного движения на уровнях - от регионально власти до администрации муниципального образования, в том числе:
2.2. Внедрение механизмов по выявлению и предотвращению нелегальной трудовой занятости и выплаты серых зарплат:
2.3. Предоставление налоговых льгот:
2.4. Предоставление финансовой поддержки:
Председатель РОР ”ОПОРА МСБ УР”
Стрелков Г.В.
- Низкий уровень работы фискальных и контролирующих органов на территории, отсутствие эффективных механизмов по выявлению и предотвращению нелегальной трудовой занятости и выплаты ”серых” зарплат.
- Отсутствие публикаций о практике привлечения налогоплательщиков за налоговые нарушения в открытых источниках фискальных и контролирующих органов, и распространения такой информации в деловой среде.
- Инертность предпринимателей, нежелание платить налоги. Большинство работают по-старому в пределах имеющихся возможностей получения серой наличности. Риск потери конкурентоспособности из-за увеличения фискальной нагрузки при выходе из серой зоны в честный бизнес.
- Отсутствие в компании компетентных специалистов в области налогообложения, понимания у органов управления оценки рисков при использовании незаконных схем для получения налоговой выгоды, низкий уровень налогового планирования.
- Низкая правовая и финансовая грамотность лиц, принимающих решения в компании, отсутствие их заинтересованности в повышении уровня правовой грамотности и снижении налоговых рисков.
- Отсутствие информации о преимуществах применения Федерального закона N41-ФЗ при организации труда в широком доступе, информации об успешных практиках по его применению.
- Страх предпринимателей перед изменениями, трансформированнием бизнеса.
Комплекс мероприятий (дорожная карта) по внедрению в деловую среду Удмуртской Республики Методологии по организации труда в форме производственных кооперативов в соответсвии с Федеральным законом «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 N 41-ФЗ
- Создание центра компетенций развития Системы кооперации в Удмуртской Республике (потребительской, производственной, сельскохозяйственной). Функции Центра, в том числе:
- консультирование по вопросам создания, регистрации, деятельности потребительских, производственных кооперативов;
- юридическое и бухгалтерское сопровождение деятельности кооперативов;
- составление и внедрение бизнес-планов, целевых программ кооперативов;
- популяризация кооперативного движения, пропаганда кооперативных методов ведения хозяйственной деятельности;
- развитие системы кооперации, цифровая трансформация пространства для делового взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности и граждан.
2. Государственная (региональная) поддержка приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению государственных заказов, а также к получению необходимой для их деятельности информации.
2.1. Информационная поддержка кооперативного движения на уровнях - от регионально власти до администрации муниципального образования, в том числе:
- распространение информации по сети ”Мой бизнес”, обучение специалистов сети продвижению кооперации в бизнес-среде;
- организация проведения семинаров в муниципальных образованиях, предпринимательских сообществах с целью развития кооперации, поиску и вовлечению в систему предпринимательской инициативы;
- распространение информации по сети Службы занятости Удмуртской Республики, в том числе на интерактивном портале, предоставление субсидий на создание кооператива, бизнес-план;
- содействие публикации информации о кооперации в районных печатных изданиях (интервью, комментарии специалистов, успешные практики);
- доведение информации о Методе до предприятий по каналам межведомственного взаимодействия, содействие отраслевым внедрениям - строительство, в том числе дорожное, транспорт, медицина, образование, торговля, услуги;
- взаимодействие с профсоюзами по информированию трудовых коллективов о преимуществах кооперативных форм организации труда;
- взаимодействие с национальными диаспорами с целью организации труда мигрантов в форме производственного кооператива.
2.2. Внедрение механизмов по выявлению и предотвращению нелегальной трудовой занятости и выплаты серых зарплат:
- публикация информации о практике привлечения налогоплательщиков за налоговые нарушения к административной, субсидиарной, уголовной ответственности в открытых источниках фискальных и контролирующих органов, и распространения такой информации в деловой среде.
- разработка и внедрение стимулирующих механизмов для выявления и фиксации фактов нелегальной трудовой занятости (общественный контроль, профсоюзы, общественные организации, формирование источников для материального вознаграждения, иных поощрений граждан и работников предприятий);
- проведение круглых столов, дискуссий с предпринимателями с участием представителей ФНС России, Прокуратуры, СК РФ, ГТИ, Правительства Удмуртской Республики, администраций муниципальных образований;
- обеспечение неотвратимости налоговой ответственности и равных условий ее применения для всех
- участников предпринимательской деятельности.
2.3. Предоставление налоговых льгот:
- снижение налоговой ставки для производственных кооперативов налога при УСН доходы до 1%, при УСН - доходы минус расходы до 5%;
- снижение налоговой ставки по налогу на имущество производственных кооперативов.
2.4. Предоставление финансовой поддержки:
- на создание кооператива, составление бизнес-плана, приобретение основных средств и средств производства, иные цели для осуществления хозяйственной деятельности.
- кредитование по сниженным ставкам.
Председатель РОР ”ОПОРА МСБ УР”
Стрелков Г.В.
Ответы на обращения и взаимодействие с органами власти
Ниже публикация обращений в органы власти и ответов на них, а также протоколов рабочих встреч и совещаний, иной дополнительной информации по данной теме.
12.08.2024 г.
Направление Обращения адресатам по списку.
Направление Обращения адресатам по списку.