Практика внедрения Методологии "Организация труда в форме производственного кооператива" с целью с целью снижения уровня нелегальной трудовой миграции в Удмуртской Республике
и.о. Председателя Правительства Удмуртской Республики
О.В.Абрамовой;
Членам Общественного совета при УФНС России по Удмуртской Республике;
Руководителю Управления Федеральной налоговой службы
по Удмуртской Республике
И.В.Мюрку;
Руководителю государственной инспекции труда в удмуртской республике, главному госудаственному инспектору труда в Удмуртской Республике
С.Г.Шекуновой;
Координатору Удмуртской республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заместителю Председателя Правительства Удмуртской Республики
Т.Ю.Чураковой;
Членам Общественного совета при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики;
Министру внутренних дел по Удмуртской Республике, генералу-майору полиции
М.Н.Тихонову;
Членам Общественного совета при Министерстве внутренних дел по Удмуртской Республике;
Начальнику УФСБ России по Удмуртской Республике
С.А.Каштанову ;
Председателю постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по бюджету, налогам и финансам
Н.Р.Мухамедзянову;
Председателю постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по труду, социальной политике и делам ветеранов
Е.А.Дербиловой.
Указом Президента России No 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» с учетом изменений от 12 мая 2023 г. определены основные направления миграционной политики, в том числе: модернизация механизмов регулирования трудовой миграции; совершенствование механизмов обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере; информатизация сферы управления миграцией, которые нацелены на реформирование миграционных режимов, поиск новых форм и методов реализации миграционной политики России.
Одними из основных проблем определены нелегальная и скрытая трудовая миграция иностранных граждан, жилищно-бытовая неустроенность, отсутствие эффективных механизмов адаптации иностранных граждан, формирования их правосознания и правовой культуры.
Как правило, миграционные потоки организуются и управляются коррумпированными теневыми структурами, которые оформляют мигрантам временную регистрацию в "резиновых" квартирах, фиктивные трудовые договоры, медицинские справки, иные документы необходимые для получения патента и их легализации на территории России. Практически вся эта деятельность осуществляется нелегально, без уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Концепция государственной миграционной политики предусматривает, в том числе:
- формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации иностранных граждан, жилищно-бытовой обустроенности;
- развитие механизмов организованного привлечения иностранных работников и их трудоустройства;
- совершенствование взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества и бизнес-структурами в целях содействия адаптации иностранных граждан и членов их семей, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ;
- совершенствование административных процедур в сфере миграции (в том числе использование формата многофункциональных центров).
В настоящее время в республике отсутствует необходимая инфраструктура и механизмы организованного привлечения иностранных работников и их трудоустройства. Действующий в Удмуртской Республике Филиал ФГУП «ПВС» МВД России не имеет возможности обеспечить выполнение всего комплекса необходимых мероприятий, направленных на оказание услуг мигрантам, их адаптацию и интеграцию в деловую среду республики.
Региональное объединение работодателей ”ОПОРА МСБ УР” совместно с партнерами намерено создать в Удмуртской Республике инновационную инфраструктуру, которая будет способствовать решению задач в сфере миграционной политики, защиты национального рынка труда, снижения уровня нелегальной трудовой занятости, поддержания мира и согласия в гражданском обществе, повышения качества жизни граждан, защиты и сохранения русской культуры. Подробнее https://qualitylive.su/mcentre
Внедрение в деловую среду Удмуртской Республики управленческих, организационных и технологических решений на основе Федерального закона «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 N41-ФЗ позволит:
- предприятию любой отрасли экономики обеспечить выполнение миграционного законодательства , отказаться от нелегального труда мигрантов и выплат серых зарплат, снизить налоговые риски, повысить уровень адаптации иностранных граждан и интеграции в деловую среду;
- региональной и муниципальной власти обеспечить выполнение миграционной политики государства, повысить приток в республику нужных специалистов, снизить возможные риски, связанные с экстремистской деятельностью иностранных граждан и социальную напряженность в обществе.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ Объединение работодателей имеет право вносить в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и охраняемые законом интересы работодателей, участвовать в разработке указанных нормативных правовых актов.
С целью реализации Указа Президента России No 622 предлагаем включить в повестки ближайших заседаний Правительства Удмуртской Республики, Удмуртской трехсторонней комиссии, общественных советов вопросы о реализации комплекса мероприятий по созданию в республике сети Многофункциональных миграционных центров, которые позволяют создать единый сервис для предоставления услуг иностранным гражданам по принципу ”одного окна”, а также:
- существенно снизить уровень нелегальной и скрытой трудовой занятости иностранных граждан за счет развития производственной кооперации в соответствии с Федеральным законом «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 N41-ФЗ;
- увеличить налоговые сборы по НДФЛ на 2,1 млрд руб./год (расчет прилагается), легализовать доходы получаемые от предоставления услуг иностранным гражданам, существенно увеличить сборы по налогу на прибыль в республике;
- обеспечить соблюдение сторонами трудового договора миграционного законодательства, упреждать пребывание в город, имеющих социально-значимые заболевания, департированых граждан;
- повысить уровень адаптации, трудящихся мигрантов, создать жилищно-бытовые условия надлежащего качества;
- защитить права и законные интересы трудящихся мигрантов, их работодателей и гражданского общества.
Приложение:
- справка о текущей ситуации в Удмуртской Республике в сфере миграционной политики;
- расчет выпадающих доходов по НДФЛ;
- предлагаемый комплекс мероприятий по снижению уровня неформальной трудовой миграции в Удмуртской Республике;
- предлагаемый комплекс мероприятий по внедрению в деловую среду Удмуртской Республики Методологии по организации труда в форме производственных кооперативов.
Настоящее Обращение опубликовано на интернет-ресурсе (ссылка),
организован общественный дискурс в телеграм-канале (ссылка).
С уважением,
Председатель РОР ”ОПОРА МСБ УР”
Стрелков Г.В.
Приложение. Справка о текущей миграционной ситуации в Удмуртской Республике
За 12 месяцев 2023 года на миграционный учет поставлено 53988 иностранных граждан и лиц без гражданства (за аналогичный период прошлого года – 55335, -2,4%), из них по месту пребывания – 52849 человек, в том числе по целям въезда: на работу – 39850, по частным делам – 6585, учеба – 3257, в туристических целях – 757, деловая – 489, с иными целями – 1911.
Количество оформленных патентов на работу - 7115 (АППГ – 6078, +17,1%). Сумма налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа за приобретение патентов, поступившая в бюджет Удмуртской Республики, составила 284 млн. 840 тыс. рублей (АППГ – 225 млн. 462 тыс. рублей). Всего на конец отчетного периода зафиксировано 4665 действительных патентов. Источник https://18.мвд.рф/document/52775904
Вместе с этим в Удмуртии отмечается ряд проблем, связанных с трудоустройством, адаптацией и интеграцией мигрантов:
- трудности взаимодействия с населением республики в связи со слабым знанием русского языка, культуры, обычаев и традиций народов, проживающих в республике;
- сложности поиска работы, оформления трудовых отношений с работодателем, низкая степень защиты прав и интересов трудовых мигрантов;
- жилищно-бытовая неустроенность, формирование негативных эмоциональных состояний – тревожности, стресса.
В настоящее время в Удмуртской Республике труд мигрантов востребован в строительной и дорожной отрасли, сельском хозяйстве, и других. Больше половины трудовых мигрантов работают нелегально, что формирует выпадающие доходы местного бюджета по НДФЛ в размере 2128,8 млн.руб./год. (см. расчет).
Как правило, миграционные потоки организуются и управляются коррумпированными теневыми структурами, которые оформляют мигрантам временную регистрацию в "резиновых" квартирах, фиктивные трудовые договоры, медицинские справки, иные документы необходимые для получения патента и их легализации на территории России. Практически вся эта деятельность осуществляется нелегально, без уплаты налогов.
Емкость рынка предоставления услуг трудовым мигрантам в Удмуртской Республике составляет порядка 90,0 млн.руб/год. Основными видами услуг являются оказание иностранным гражданам услуг по оформлению заявлений и иных документов, подаваемых в территориальные органы МВД России при получении государственных услуг в сфере миграции.
В настоящее время в республике отсутствует необходимая инфраструктура и механизмы организованного привлечения иностранных работников и их трудоустройства. Действующий в Удмуртской Республике Филиал ФГУП «ПВС» МВД России не имеет возможности обеспечить выполнение всего комплекса необходимых мероприятий, направленных на оказание услуг мигрантам, их адаптацию и интеграцию в деловую среду республики.
По мнению специалистов, сложившаяся ситуация в Удмуртской Республике требует принятия мер, лежащих в плоскости, создающей условия для легального пребывания и осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности.
К числу таких мер относятся:
1. Создание механизмов отбора трудовых мигрантов из государств с безвизовым порядком въезда на этапе выдачи приглашения в Россию с целью трудоустройства. Совершенствование информационной работы внутри республики и в государствах – основных поставщиках в Россию трудовых иммигрантов о порядке привлечения и использования иностранных работников.
2. Изменение механизма квотирования привлечения иностранных работников прежде всего в части возможности, а не обязательности установления квоты.
3. Содействие развитию инфраструктуры, обеспечивающей процесс трудоустройства и контроля за трудовой деятельностью мигрантов: агентств по найму, агентств по сдаче им жилья, центров адаптации, медицинского обслуживания и т.д. с привлечением к этому бизнеса.
4. Совершенствование системы учета численности мигрантов прибывающих, находящихся и выезжающих с территории Удмуртии.
5. Освещение в СМИ примеров привлечения работодателей к ответственности за нарушения миграционного законодательства.
6. Профилактика нарушений миграционного и налогового законодательства:
- выявление предприятий, использующих труд мигрантов, а также предприятий с высокими налоговыми рисками, нелегальной трудовой занятостью;
- проведение индивидуальных консультаций с топ-менеджерами и владельцами бизнеса по вопросам снижения рисков, связанных с использованием труда иностранных граждан, поиска решений для повышения устойчивости бизнеса предприятия.
Приложение. Расчет выпадающих доходов по НДФЛ
По данным Министерства финансов Российской Федерации, в настоящее время примерно 30–40% граждан получают неофициальную «серую» зарплату, а объем «серого» фонда зарплат в России превышает 10 трлн. рублей ежегодно. По оценкам экспертов, около 25 миллионов человек вовлечены в «теневую» занятость – это 32,5% экономически активного населения.
Источник: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/117477/
По данным исследования 54,4% респондентов получают зарплату «наличными без ведомости» .
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/6552504?ysclid=ltxw7iy8lj945784466
Правительством Российской Федерации поставлены задачи по снижению неформальной занятости, легализации трудовых отношений, повышению объемов поступлений страховых взносов в СФР. Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений отнесены к стратегическим национальным приоритетам стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента России 31 декабря 2015 года.
Расчет выпадающих доходов по НДФЛ в связи с нелегальной трудовой занятостью в Удмуртской Республике по состоянию на 31.12.2023 года
1 По данным Росстата по УР https://18.rosstat.gov.ru/ численность занятых (Налоговые резиденты РФ): 714,4 тыс.чел.
2 По данным Росстата по УР https://18.rosstat.gov.ru/ уровень средней зарплаты: 37 817,0 руб.
3 В соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда (МРОТ): 16 242,0 руб.
4 Вовлечены в «теневую» занятость (Стр.1 х 32,5%): 232,2 тыс.чел.
5 Выпадающие доходы по НДФЛ от "теневой занятости" (Стр.4 х Стр.2 х 13%): 1 141,5 млн.руб./мес.
6 Объем "серого фонда" (Стр.1 х (Стр.2 - Стр.3) х 40%): 6 165,3 млн.руб./мес
7 Выпадающие доходы по НДФЛ от "серого фонда" (Стр.6 х 13%): 801,5 млн.руб./мес.
8 Итого выпадающих доходов по НДФЛ Стр.5 + Стр.7: 1 943,0 млн.руб./мес.
9 Всего выпадающих доходов по НДФЛ (Резиденты РФ) (Стр.8 х 12): 23 314,9 млн.руб./год.
----------- Нелегальная трудовая миграция ---------------------
10 По данным МВД по УР https://18.xn--b1aew.xn--p1ai/document/45702705 поставлено на миграционный учет по целям въезда: на работу: 39,9 тыс.чел.
11 По данным ”КоммерсантЪ" https://www.kommersant.ru/doc/6552504?ysclid=ltxw7iy8lj945784466 уровень средней зарплаты трудовых мигрантов: 54 500,0 руб.,
12 Вовлечены в «теневую» занятость (Стр.10 х 54,4%): 21,7 тыс.чел.
13 Выпадающие доходы по НДФЛ от "теневой занятости" трудовых мигрантов (Стр.11 х Стр.12 х 15%): 177,4 млн.руб./мес.
14 Итого выпадающих доходов по НДФЛ от "теневой занятости" трудовых мигрантов (Стр.13 х 12): 2128,8 млн.руб./год.
-----------------------------------------
15 Всего выпадающих доходов по НДФЛ (Стр.8 + Стр.14): 25 443,7 млн.руб./год.
Величина выпадающих доходов по НДФЛ будет рости и подлежит корректировке с учетом роста размера средней оплаты труда во всех отраслях экономики Удмуртской Республики.
Предлагаемый комплекс мероприятий по снижению уровня неформальной трудовой миграции в Удмуртской Республике
- усиление контроля, выявление предприятий, использующих труд мигрантов, а также предприятий с высокими налоговыми рисками, нелегальной трудовой занятостью;
- формирование реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости";
- обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также профессиональных союзов, их объединений и работодателей, их объединений по противодействию нелегальной занятости в соответствии со ст.67 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации".
- освещение в СМИ фактов привлечения работодателей к ответственности за нарушения миграционного и налогового законодательства.
- создание и развитие механизмов отбора трудовых мигрантов из государств с безвизовым порядком въезда на этапе выдачи приглашения в Россию с целью трудоустройства, совершенствование информационной работы о порядке привлечения и использования иностранных работников.
2. Организация и проведение адаптационных курсов для мигрантов с целью обучения иностранных граждан правам и обязанностям, нормам и культуре поведения в обществе, профилактике экстремизма, правилам профилактики социально значимых заболеваний, предоставление информации о системе государственных услуг и рынке труда в регионе.
3. Создание Многофункциональных миграционных центров на территории региона с целью развития инфраструктуры, обеспечивающей процесс трудоустройства и контроля за трудовой деятельностью мигрантов, оказания комплекса услуг по принципу ”Одного окна” https://qualitylive.su/mcentre
4. Развитие инфраструктуры для Многофункциональных миграционных центров и размещения иностранных граждан на основе с использованием имущества Удмуртской Республики и муниципальных образований на основе соглашений о государственно-частном партнерстве.
5. Развитие цифрового пространства на основе Многофункциональных миграционных центров, интеграция с базами данных МВД, развитие в регионе мобильного сервиса для мигрантов M-Help (РТ).
6. Внесение в повестки и планы работы Правительства УР, советов, комитетов и комиссий предложений по реализации мероприятий, направленных на снижение уровня нелегальной трудовой миграции в регионе.
7. Внедрение передового опыта регионов по реализации миграционной политики государства.
8. Развитие механизмов предоставления иностранным гражданам образовательных услуг, повышения квалификации, профессиональной подготовки.
9. Проведение круглых столов, дискуссий с предпринимателями, крупным и средним бизнесом с участием представителей ФНС России, Прокуратуры УР, МВД, СК РФ, ФСБ, ГТИ, Правительства Удмуртской Республики по вопросам налогового планирования, снижению рисков административной, субсидиарной, уголовной ответственности за налоговые правонарушения, миграционного законодательства.
10. Организация общественного дискурса по вопросам миграционной политики региона, освещение в СМИ и на информационных ресурсах органов власти.
Приложение. Комплекс мероприятий (Дорожная карта)
- Низкий уровень работы фискальных и контролирующих органов на территории, отсутствие эффективных механизмов по выявлению и предотвращению нелегальной трудовой занятости и выплаты ”серых” зарплат.
- Отсутствие публикаций о практике привлечения налогоплательщиков за налоговые нарушения в открытых источниках фискальных и контролирующих органов, и распространения такой информации в деловой среде.
- Инертность предпринимателей, нежелание платить налоги. Большинство работают по-старому в пределах имеющихся возможностей получения серой наличности. Риск потери конкурентоспособности из-за увеличения фискальной нагрузки при выходе из серой зоны в честный бизнес.
- Отсутствие в компании компетентных специалистов в области налогообложения, понимания у органов управления оценки рисков при использовании незаконных схем для получения налоговой выгоды, низкий уровень налогового планирования.
- Низкая правовая и финансовая грамотность лиц, принимающих решения в компании, отсутствие их заинтересованности в повышении уровня правовой грамотности и снижении налоговых рисков.
- Отсутствие информации о преимуществах применения Федерального закона N41-ФЗ при организации труда в широком доступе, информации об успешных практиках по его применению.
- Страх предпринимателей перед изменениями, трансформированнием бизнеса.
Комплекс мероприятий (дорожная карта) по внедрению в деловую среду Удмуртской Республики Методологии по организации труда в форме производственных кооперативов в соответсвии с Федеральным законом «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 N 41-ФЗ
- Создание центра компетенций развития Системы кооперации в Удмуртской Республике (потребительской, производственной, сельскохозяйственной). Функции Центра, в том числе:
- консультирование по вопросам создания, регистрации, деятельности потребительских, производственных кооперативов;
- юридическое и бухгалтерское сопровождение деятельности кооперативов;
- составление и внедрение бизнес-планов, целевых программ кооперативов;
- популяризация кооперативного движения, пропаганда кооперативных методов ведения хозяйственной деятельности;
- развитие системы кооперации, цифровая трансформация пространства для делового взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности и граждан.
2. Государственная (региональная) поддержка приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению государственных заказов, а также к получению необходимой для их деятельности информации.
2.1. Информационная поддержка кооперативного движения на уровнях - от регионально власти до администрации муниципального образования, в том числе:
- распространение информации по сети ”Мой бизнес”, обучение специалистов сети продвижению кооперации в бизнес-среде;
- организация проведения семинаров в муниципальных образованиях, предпринимательских сообществах с целью развития кооперации, поиску и вовлечению в систему предпринимательской инициативы;
- распространение информации по сети Службы занятости Удмуртской Республики, в том числе на интерактивном портале, предоставление субсидий на создание кооператива, бизнес-план;
- содействие публикации информации о кооперации в районных печатных изданиях (интервью, комментарии специалистов, успешные практики);
- доведение информации о Методе до предприятий по каналам межведомственного взаимодействия, содействие отраслевым внедрениям - строительство, в том числе дорожное, транспорт, медицина, образование, торговля, услуги;
- взаимодействие с профсоюзами по информированию трудовых коллективов о преимуществах кооперативных форм организации труда;
- взаимодействие с национальными диаспорами с целью организации труда мигрантов в форме производственного кооператива.
2.2. Внедрение механизмов по выявлению и предотвращению нелегальной трудовой занятости и выплаты серых зарплат:
- публикация информации о практике привлечения налогоплательщиков за налоговые нарушения к административной, субсидиарной, уголовной ответственности в открытых источниках фискальных и контролирующих органов, и распространения такой информации в деловой среде.
- разработка и внедрение стимулирующих механизмов для выявления и фиксации фактов нелегальной трудовой занятости (общественный контроль, профсоюзы, общественные организации, формирование источников для материального вознаграждения, иных поощрений граждан и работников предприятий);
- проведение круглых столов, дискуссий с предпринимателями с участием представителей ФНС России, Прокуратуры, СК РФ, ГТИ, Правительства Удмуртской Республики, администраций муниципальных образований;
- обеспечение неотвратимости налоговой ответственности и равных условий ее применения для всех
- участников предпринимательской деятельности.
2.3. Предоставление налоговых льгот:
- снижение налоговой ставки для производственных кооперативов налога при УСН доходы до 1%, при УСН - доходы минус расходы до 5%;
- снижение налоговой ставки по налогу на имущество производственных кооперативов.
2.4. Предоставление финансовой поддержки:
- на создание кооператива, составление бизнес-плана, приобретение основных средств и средств производства, иные цели для осуществления хозяйственной деятельности.
- кредитование по сниженным ставкам.
Председатель РОР ”ОПОРА МСБ УР”
Стрелков Г.В.
Ответы на обращения и взаимодействие с органами власти
Направлено Обращение с приложениями адресатам по списку.